Его научные открытия не уступали достижениям Дарвина и Линнея: 180 лет назад родился русский ученый Александр Ковалевский (9 фото)
Александр Онуфриевич Ковалевский — ведущий российский биолог эмбриолог конца XIX века, был сторонником эволюционной теории Дарвина. Проведя сотни исследований на позвоночных и беспозвоночных животных, он изучил возникновение гаструляции за счет бластулярной инвагинации у широкого круга организмов. У него множество титулов и званий, главный из которых — Заслуженный профессор Императорского университета Санкт-Петербурга. 22 ноября исполняется 180 лет со дня рождения великого ученого.
Начало пути великого ученого
Его отец, Онуфрий Осипович Ковалевский, был обрусевшим польским помещиком со скромным достатком, а мать, Полина Петровна, — русской. В 1856 году Ковалевский поступил в инженерное училище в Петербурге, но в 1859 г. вопреки воле отца подал документы на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Там он изучал гистологию и микроскопию у Л. А. Ценковского и зоологию у С. С. Куторги.
Осенью 1860 г. Ковалевский уехал в Гейдельберг, где работал в лаборатории Людвига Кариуса. Там он опубликовал два труда по органической химии, а также слушал лекции по зоологии Г. К. Бронна. Он провел три семестра в Тюбингене, прежде чем вернуться в Санкт-Петербург в 1862 году, чтобы сдать экзамены и подготовить диссертацию. Он вернулся в августе 1863 г. в Тюбинген, где изучал микроскопию и гистологию у Ф. Лейдига.
Начало важных исследований
Летом 1864 года Александр Ковалевский отправился в Неаполь, чтобы начать эмбриологические исследования по ланцетнику (простые и сложные асцидии), что положило начало опытам в области сравнительной эмбриологии. Они стали почти единственной его научной заботой в течение следующих тридцати пяти лет и легли в основу как его магистерской диссертации, так и докторской.
Эти и более поздние исследования доказали, что самые разные организмы — кишечнополостные, дермы, черви, асцидии и амфиокси — развиваются из биламинарного мешка (гаструлы), продуцируемого инвагинами. Его работа также показала, что более поздние стадии развития личинок асцидий и амфиоксов схожи (он классифицировал их как хордовых, а не моллюсков). Ученый доказал способ происхождения эквивалентных органов у зародышей червей, насекомых и позвоночных, и что нервные слои насекомых и позвоночных являются схожими.
Теоретически его работа рассматривалась как предоставление эмбриологического доказательства теории происхождения видов.
Развитие научной карьеры
Ковалевский прибыл в Неаполь в 1864 году с подробным планом исследования, которого он впоследствии придерживался. Как был сформулирован этот план и как формировалось его интеллектуальное мировоззрение, неясно. Но точно известно, что на него оказывали влияние труды Ценковского, Н. Д. Ножина, Бронна, Лейдига, Пагенштехера и, конечно, книга самого Дарвина «Происхождение видов». Значение исследований Ковалевского было быстро признано Бэром, который, тем не менее, подверг критике их эволюционный тон.
Осенью 1866 г. зоолог, ректор Петербургского университета К. Ф. Кесслер назначил Ковалевского хранителем зоологического кабинета и приват-доцентом. Впоследствии он служил на факультетах Казанского университета (1868-1869), Владимирского университета в Киеве (1869-1873), Новороссийского университета в Одессе (1873-1890), где некоторое время занимал должность проректора. Последнее его место работы — при Санкт-Петербургском университете (1891–1894).
Каким был ученый Ковалевский
Он описывается современниками как застенчивый человек, у которого почти не было общественной жизни — он полностью посвятил себя науке. Он был требовательным и основательным учителем, который очень любил исследования. Его единственное ненаучное увлечение — собственная семья. В 1867 г., в год смерти отца, он женился на Татьяне Кирилловне Семеновой. У них было три дочери. Он тесно общался со своим младшим братом Владимиром, палеонтологом, и невесткой Соней, математиком.
Ковалевский действовал как научный организатор. Он использовал свои почти ежегодные исследовательские поездки в Неаполь, Триест, Мессину, Вильфранш, Марсель и Севастополь, чтобы собирать коллекции для российских университетов. В каждом месте, где он преподавал, он помог основать или активно участвовал в обществе естествознания. Ковалевский был главным инициатором продвижения российских биологических станций в Вильфранше и Севастополе.
Гражданская позиция ученого
При жизни Александр Ковалевский ничего не опубликовал о политике, но в частном порядке не был полностью аполитичным, особенно в юности. Как в Киеве (1873 г.), так и в Одессе (1881 г.) он был обеспокоен все возрастающим вмешательством правительства в назначение преподавателей и дела университетов.
В 1880-х годах Ковалевский всерьез подумывал об отъезде из России, чтобы присоединиться к А. Ф. Мариону в Марселе или А. Дорну в Неаполе, где надеялся иметь меньше помех и больше времени уделять науке.
К 1886 году он был почетным членом Кембриджского философского общества и Общества натуралистов Модены, член-корреспондентом академий наук Брюсселя и Турина и иностранным членом Королевского общества. Он получил две премии (1882, 1886), присуждаемых Французской академией наук. Также ученый стал членом Российской академии наук в 1890 году и начал преподавать в Петербургском университете в качестве профессора гистологии (1891-1894). Его научные труды по сей день являются основополагающими, а исследования — самыми важными в области эмбриологии и гистологии.
Сообщение Его научные открытия не уступали достижениям Дарвина и Линнея: 180 лет назад родился русский ученый Александр Ковалевский (9 фото) появились сначала на НЛО МИР интернет — журнал об НЛО.