«Это дешевый спектакль»: эксперты – об открытии «почетного консульства» Никарагуа в Крыму
С 2014 по 2016 годы он был полномочным представителем президента Российской Федерации в «Крымском федеральном округе». Получив статус почетного консула, Белавенцев отметил, что это «существенное укрепление позиций российского Крыма».
Министерство иностранных дел Украины выразило протест и назвало это недружественным шагом со стороны Никарагуа. В то же время правительство Украины обратилось в Совет национальной безопасности и обороны с предложением ввести санкции против этой страны.
О том, что означает решение Никарагуа для статуса полуострова и международных отношений, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Журналисты Крым.Реалии обратились за комментариями в посольство Республики Никарагуа, однако там наотрез отказались давать какие-либо пояснения по поводу назначения нового почетного консула.
По данным Международного Центра по исследованию коррупции и организованной преступности, Олег Белавенцев давно имеет связи в этой центральноамериканской стране. Журналисты-расследователи пришли к выводу, что огромные суммы из российского бюджета, которые направлялись в качестве гуманитарной помощи на программы по разминированию, в том числе в Никарагуа, на самом деле переходили в распоряжение компаний Олега Белавенцева.
Россия также помогла Никарагуа создать национальную систему предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за 26 миллионов долларов. Позднее президент Никарагуа Даниэль Ортега запросил дополнительную помощь, и Москва поставила ему пожарные машины и полевые госпитали на сумму 26,5 миллиона долларов.
В Международном Центре по исследованию коррупции и организованной преступности утверждают, что деньги в итоге также напрямую попали к Олегу Белавенцеву. Что до самой России, именно у его компаний МЧС закупает продовольствие для гуманитарных конвоев, которые затем направляются во временно неподконтрольные Украине районы Донбасса на границе с Россией.
Корреспондент крымского Центра журналистских расследований Никита Панасенко рассказал Крым.Реалии, за что Олега Белавенцева заочно судили в Киеве.
– Святошинский районный суд Киева 18 марта 2019 года приговорил Белавенцева к 13 годам лишения свободы, однако приговор еще не вступил в законную силу. За события 2014 года в Крыму ему инкриминируют посягательство на территориальную целостность Украины, склонение украинских военнослужащих к государственной измене и участие в агрессивной войне против Украины. Адвокат по назначению подала апелляцию на приговор, и он до сих пор пересматривается в Киевском апелляционном суде. На самом деле заседания не проводятся, и там, судя по официальному сайту, даже не в курсе, что та адвокат больше не представляет интересы Белавенцева. Так что неизвестно, когда будет вынесен окончательный приговор. Пока ближайшее заседание назначено на 22 ноября.
Сам Олег Белавенцев никак не комментировал это уголовное дело, связаться с ним редакции Крым.Реалии также не удалось.
Между тем постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич убежден, что открытие консульства Никарагуа на оккупированной территории не будет иметь никаких последствий за пределами самого полуострова и соседней России.
– Это грубое нарушение международного права – резолюции Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины – а также национального законодательства. В частности, это нарушение правил въезда-выезда на оккупированную территорию со стороны посла Никарагуа в России. Безусловно, это недружественный акт со стороны Республики Никарагуа, и Украина уже приступает к наработке соответствующего санкционного пакета относительно этого государства. Безусловно, сам акт открытия почетного консульства на оккупированной территории не несет каких-либо правовых последствий. Мы надеемся, что никакого продолжения у этой истории не будет, и это останется маргинальным случаем. Вместе с тем мы видим, что Российская Федерация активизируется в попытках легитимизировать попытку аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Антон Кориневич подчеркивает, что международное сообщество остается на прежних позициях и уважает суверенитет и территориальную целостность Украины. В то же время он указывает на то, что Республика Никарагуа давно сотрудничает с Россией на международной арене и, в частности, признало независимость Абхазии и Южной Осетии после войны в Грузии.
Украинский политолог Алексей Кафтан объясняет, почему небольшой центральноамериканской стране выгодно ввязываться в международные конфликты.
– Некоторые малые бедные страны вроде Никарагуа, Вануату, Науру уже давно усвоили, что дипломатические акции – это высоколиквидный товар. То есть на них можно зарабатывать деньги, причем товар не обязательно продавать – достаточно сдавать его в аренду. Как водится в бедных странах, Республика Никарагуа поражена коррупцией и занимает последние места в международных рейтингах. Она сидит на крючке российской помощи – как гуманитарной, так и военной. В 2016 году Манагуа и Москва заключили контракт на поставку полусотни танков Т-72, можно также вспомнить о проекте станции ГЛОНАСС, которая по совместительству была бы и станцией радиолокационной разведки. В 2014 году Республика Никарагуа занимала первое место по объемам российской гуманитарной помощи и таким образом вынуждена играть в этом спектакле.
Алексей Кафтан отмечает, что должность почетного консула, которая досталась Олегу Белавенцеву, имеет крайне ограниченные полномочия, а его работа не оплачивается.
– Почетными консулами нередко становятся бизнесмены с интересами в государстве, которое его назначает. При этом такого статуса достаточно легко лишиться, подобные прецеденты бывали неоднократно. Так что в случае неблагоприятной конъюнктуры Никарагуа легко отзовет почетного консула, и спектакль закончится до лучших времен. Мы имеем дело с достаточно дешевой попыткой создать видимость международного признания прорыва международной изоляции. В то же время следом за Никарагуа могут пойти другие государства из когорты малых и бедных. Такие факты расшатывают систему международных отношений, и относиться к ним надо достаточно жестко. Впрочем, уже не раз бывало, что такие государства, получив деньги и помощь, отказывались от подобных решений.
По мнению Алексея Кафтана, задача Украины и ее внешнеполитического ведомства – создать для Республики Никарагуа неблагоприятную ситуацию, которая заставит это государство отказаться от почетного консула на территории временно оккупированного Крыма. Согласно постановлению Кабинета министров Украины, в санкционный пакет должны войти ограничения на торговлю, валютные операции, инвестиции и тому подобное.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)