Глупость или предательство?
Прошел ровно год с момента, как 26 октября 2019 года историк-византинист, академик РАН, Президент исторического факультета МГУ Сергей Павлович Карпов посетил «Херсонес Таврический» с экспертным визитом.
За плечами известного на весь мир профессора, доктора исторических наук много исследований, монографий и наград. Это не первый его визит в Севастополь: только за последние годы он провел в городе-герое десятки просветительских мероприятий, встреч, публичных лекций, презентаций, был соорганизатором подготовки студентов к общероссийской Олимпиаде по истории.
Его участие в судьбе Херсонеса — не протокольное, а живое, трудолюбивое, целеустремленное.
Свою точку зрения о критиках благоустройства музея-заповедника он выразил так:
«Есть люди, у которых сознание достаточно архаично само по себе, они привыкли к определенному модулю, утвердились в нем. Но есть и более прогрессивные методики, которым надо следовать. При этом с соответствующей экспертизой, очень бережно и внимательно относясь к каждому памятнику».
26 июля 2019 года место сотрудника административного аппарата музея покинул выпускник истфака Павел Кузенков. Он занимал важный пост заместителя по развитию, но был уволен в результате злостного нарушения трудовой дисциплины и отсутствия результатов в работе.
После нескольких неудачных попыток судиться с бывшим руководством, Павел ушел на дно до недавнего времени.
Сегодня «ученик» Сергея Павловича Карпова нашел способ превзойти своего учителя, но не в просветительском служении науке, а в попрании этики, честного звания ученого, в обмане доверия и уважения тех людей, с которыми вместе работал долгие годы.
Свои заблуждения он изложил в интервью, опубликованном в севастопольском издании, известном своей закостенелой позицией по отношению к любому позитивному изменению.
Понимая, что многие могут принять за чистую монету его комментарии, мы постарались внести ясность и оградить читателя от намеренного обмана и школярских ошибок.
Под фотографией батареи Канэ на сайте издания редактор приводит его слова:
«Это строится не просто рядом с городищем – это строится на самом городище, причем в самой древней, не раскопанной и не исследованной части города, где, собственно, и рождался Херсонес. Там для археологов огромный фронт работы. И все это напрочь перекрывается этой никому не нужной площадкой».
На что рассчитывает сам говорящий, опровергая себя в следующем же комментарии, нам не понятно (ведь батарея не относится к городищу), но АКТ государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», который Павел не может знать, говорит:
Определяя вес конструкций на глаз, Павел как бы намекает, что даже если все выглядит хорошо, всегда можно к чему-то придраться
«Утверждается, что все эти конструкции сборно-разборные и археологическим слоям вреда не нанесут. Но это еще надо доказать».
Когда оперируешь только собственным мнением, складывается ощущение, что им можно измерить что угодно, а доказательства пусть предъявляют другие, достаточно вбросить в толпу пару фраз. Так, например, он утверждает, что:
«Помимо этого, совершенно не совместимая с обликом античного города постройка безобразно искажает аутентичный облик древнего городища».
Автор слов, впрочем, как и редакция, стремятся навязать читателям свои УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ стекла, намеренно обезображивая в их глазах незавершенный этап работ.
Размышляя на ходу, Павел не говорит, что все архитектурные решения были созданы при его участии и теми, кого он называл друзьями.
Быстро «переобувшись» он безответственно заявляет:
«Например, деревянные настилы есть и в Афинах, и в Риме, и в других мировых музеях. Но там они не бросаются в глаза, так как сделаны профессионально! Здесь же налицо примитивный и грубый непрофессионализм...».
Также, однажды он, как сотрудник музея, мимоходом накидывал на внутренних совещаниях свои «давайте сделаем как в Афинах, Турции, Риме».
Предлагаем потратить время на этот интересный ролик-путешествие по основным археологическим музеям, которые вдохновили создателей на проект в Херсонесе. В сравнении видно, что Павел, смешивает фантазии с реальностью.
Мировой опыт музеефикации
Историк ссылается на закон: «Я и другие коллеги написали замечания на эту экспертизу – ведь согласно закону, акты и вывешиваются в сети интернет для того, чтобы на них можно было отреагировать…».
К сожалению, коллегами Павла стали те, кто ничего для как для музея, так и для города не сделал (даже на субботниках по уборке хоры не появлялись).
И Туманов А.Н. и гр. Степанов С.А. по заданию своих местных кураторов уже писали 21.05.2020 запрос в рамках общественного обсуждения акта ГИКЭ, размещённого на сайте Министерства культуры 19.05.2020.
В установленный законом срок получили ответ на 7 листах (очевидно же, что не отписка).
То есть, по закону внесли предложения, по закону же получили подробный ответ, но этого мало, осадочек-то остался, и вот обиженный глашатай законности заявляет: «Они прекрасно понимают, что все это незаконно, и боятся любой огласки...».
Павел жалуется и на московский фонд: «в тесном сотрудничестве с учеными можно было бы провести раскопки, укрепить руины, которые в этом остро нуждаются».
Но, под «учеными» он подразумевает, скорее всего, себя (не Туманова же), отлученных от проекта по соображениям совести и здравого смысла.
Тем временем раскопки проводятся:
2017 https://chersonesos-sev.ru/?p=7641
2017 https://chersonesos-sev.ru/?p=7629
2017 https://chersonesos-sev.ru/?p=7487
2017 https://chersonesos-sev.ru/?p=18292
2017 https://chersonesos-sev.ru/?p=9309
2018 https://chersonesos-sev.ru/?p=10243
2019 https://chersonesos-sev.ru/?p=15638
2019 https://chersonesos-sev.ru/?p=16116
2020 https://chersonesos-sev.ru/?p=18987
2020 https://chersonesos-sev.ru/?p=18883
И «руины» укрепляются:
https://chersonesos-sev.ru/?p=21021
Но механика личной революции бывшего сотрудника нацелена на возбуждение людей, а не на диалог, на дестабилизацию, а не конструктив, на разрушение того, что уже создано, а не на созидание нового, о чем он часто рассказывал на своих лекциях, посвященных февральскому перевороту и революции.
Его новая пластинка, к сожалению, вторит не его идеям, а чужим. Мы понимаем, жить на что-то надо.
«Самое страшное, что люди не хотят слышать голос профессионалов, общественности, голос севастопольцев» — говорит он, влезая на перекрашенный под себя броневик.
И вот, считая Туманова и иже с ними голосом народа, поднимает вопрос: «Глупость это или измена?»
За громкими фразами и непринятием фактов укоренилась личная обида, а за стремлением говорить за народ, профессионалов, фонды, организации, бывших друзей, власть, государство, закон — ПУСТОТА.
Такая, что бывает после предательства.
Так что это, Павел, глупость или измена?