Прощай, Севастополь! Проводы принца Уэльского
1996 год. И уже позже, на площадке у Мемориала, официальные лица Севастопольской мэрии, командование ВМС Украины и Одесского военного округа прощались с Его Королевским Высочеством и сопровождающими лицами Правительства Крыма и Аппарата Президента Украины.
Так получилось, что все же последний, кто прощался с будущим королем Великобритании в Севастополе, был семилетний Алеша Иванов — наш сын. Он подарил Принцу гвоздики и сказал: "Gud Bay, Charlz". Интересно, вспомнит ли будущий британский король об этом эпизоде через 10—15 лет. Я думаю, что Алексей ему напомнит, ведь сохранилась великолепная фотография склоненного к мальчику Принца с тремя гвоздиками в руках.
Алеша Иванов и Анна Галайдина провожают принца
Признаться, меня сначала сильно удивило, что после посещения площадки на Сапун-горе все представители средств массовой информации Великобритании и сопровождающие принца в поездке были отправлены на дачу "Заря", репортажа с Каткартового холма никто из британцев не вел. Ни одной заметки, ни одной фотографии принца у британского воинского мемориала — главной цели визита так и не было помещено в британских газетах. Потом мне пояснила одна британская журналистка, что посольство Великобритании в Украине, очевидно, не хотели разглашать информацию, куда пошли 75 тыс. фунтов собранных британцами на строительство мемориала. Ведь вернули они строителям только 18 тыс долларов!
Уже начинало темнеть, когда кортеж машин отбыл на дачу "Заря" в Форос.
Как писала "Gardian", в последнюю ночь принц остановился на даче у Черного моря, где последний советский президент Михаил Горбачев находился в течение Московского путча в августе 1991 года.
Превосходная государственная дача "Заря" у Фороса была построена в поздние восьмидесятые как летняя резиденция для президента Горбачева — дополненная плавательным бассейном, летним кинотеатром, теннисным кортом, с эскалатором, спускающимся к морю.
Перед прибытием принца на аэродром у домика «Горбачева»
На следующий день в аэропорту Бельбек состоялись торжественные проводы высокого гостя. В назначенное время на флагштоках были подняты национальные флаги государств Украины и Великобритании. В отличии от других церемоний с участием глав государств, в этот раз был поднят не национальный флаг Великобритании, а личный штандарт принца.
Перед домом Горбачева на площадке собрались представители правительства Украины и Верховного Совета АРК, руководители СГГА и другие официальные лица. В 10.00 кортеж машин с принцем Уэльским прибыл на аэропорт Бельбек. Штандарт герцога величественно развивался на капоте правительственного ЗИЛа.
Встреча принца на аэродроме Бельбек
Принца встречали председатель СГГА В.Семенов, начальник отдела внешних связей В.Иванов, начальник управления внешнеэкономической деятельности г.Севастополя М.Юрлов. От мэрии Севастополя герцогу была подарена картина с видом Балаклавы и преподнесены цветы, затем герцог и сопровождающие его лица осмотрели правительственный дом, построенный в 80-е года после завершения строительства президентской дачи «Заря».
Высокий гость осмотрел холл, после чего ему были показаны кабинет и комната отдыха Горбачева.
Банкетный зал
В банкетном зале был накрыт стол, к которому были приглашены высокие гости. После произнесения нескольких тостов в честь гостей и Севастопольской мэрии все направились к стоянке самолета.
В порядке старшинства от самолета стояли глава президентской администрации Д.Табачник, посол Украины в Великобритании В.Комиссаренко, мэр Севастополя В.Семенов, начальник управления внутренних дел по Севастополю генерал-майор В.Белобородов, начальник управления СБУ в Севастополе генерал-майор А.Кунцевский, прокурор города И.Вернидуб, начальник отдела внешних связей В.Иванов, далее размещались представители АРК.
Церемония проводов принца Чарльза на аэродроме Бельбек
После прощания с главой президентской администрации Табачником принц, по очереди прощаясь, переходил от одного к другому. Подойдя ко мне, принц задержался и поблагодарил меня за хорошую идею создания Крымского военного мемориала и пообещал помощь в достройке комплекса. После завершения прощания Чарльз поднялся на борт самолета.
Провожающие отошли от самолета и, построившись в шеренгу на линии проводов у здания аэровокзала, приготовились к прощальной процедуре. За принцем закрылась дверь самолета, спустя некоторое время все увидели улыбающееся лицо принца в иллюминаторе, при этом он весело махал рукой.
Взвыли двигатели королевского самолета, набирая обороты. Провожающие, как по команде, подняли руки и начали весело махать на прощание принцу. Прошла минута, но самолет стоит на месте. Двигатели ревут все сильнее и сильнее, но самолет стоит. Присутствующие в недоумении начали переглядываться друг с другом в недоумении, почему самолет стоит.
Забыли убрать «стояночный башмак» с левого колеса
И тут я догадался, что из-под левого колеса забыли вытащить стояночный башмак. Очевидно, из-за волнения, техники, обслуживающие самолет, вытащили стопорный башмак из-под правого колеса, а из-под левого – забыли. Самолет, набрав обороты, начал движение и левым колесом наехал на башмак. Дальше самолет не мог двигаться и как ни старался пилот набрать обороты, самолет стоял как вкопанный.
В течение всего этого времени провожающие продолжали махать руками, прощаясь с принцем. Через некоторое время пилот догадался, в чем дело, сбавил обороты, опустил трап и спустился на стояночную площадку.
Семитонный самолет, наехав на башмак, естественно, двинуться назад не мог. Пилот королевского самолета взялся за металлический тросик, предназначенный для отталкивания башмака и начал усиленно дергать его, пытаясь вытащить его из-под колеса самолета.
В конце концов, трос отрывается, и пилот падает на бетон. Учитывая, что королевская особа является важным государственным деятелем, во время проводов на аэродроме соблюдались все меры безопасности. По периметру стояночной площадки были размещены представители спецслужб, которые даже во время проводов никого не подпускали к принцу.
И вдруг мы видим, как с юго-восточной части стоянки на площадку выбегает мужчина в фуфайке с топором, очевидно, снятого с пожарного щита, ручка топора была красная и бегом бежит к самолету. За ним немедленно устремляется один из сотрудников службы охраны, когда охранник уже почти догнал «мужика в фуфайке» он вдруг остановился как вкопанный. Очевидно, получив по рации команду, не трогать инициативного служащего, он возвратился на свое место.
Выбивают стояночный башмак
Растерянный пилот с тросиком в руках, понимая нелепость своего положения, поднялся с земли и начал пытаться ногой выбить башмак. Здесь подоспел на помощь наш «герой» с топором — это был сторож гостевого домика майор в отставке Наконечный Л.С., и вместе они выбили башмак из-под колеса королевского самолета. Стоящие на перроне у литерного домика провожающие наблюдали всю эту картину и понимали причину задержки. Недоумевающий принц Чарльз, то появлялся в иллюминаторе, то исчезал, выясняя причини задержки.
Нужно отдать должное провожающим, которые в течение всего этого времени продолжали махать рукой, то левой, то правой. Наконец, пилот самолета поднялся в кабину. Удивление на лице принца Чарльза сменилось на улыбку, самолет плавно начал выруливать на взлетную полосу. Думаю, что это был последний полет командира королевского экипажа на этом самолете. В Великобритании таких промашек не прощают.
Кстати, это был уже второй инцидент с британским королевским самолетом на аэродроме «Бельбек».
Вместе с тем надо отметить, что за короткое время уже второй член Британской Королевской фамилии удостоил чести посетить Севастополь и Крымский военный мемориал на Каткартовом холме.
Уже на следующий день мы получили письмо от личного секретаря Принца Уэльского Чарльза.
"Слава Севастополя" о визите принца в Севастополь
Началась беседа Елизаветы Юрздицкой о культурно-историческом центре "Севастополь" с его президентом Нелли Ивановой. В эти дни центр отмечал свое пятилетие.
- Пpиезд Его Королевского Высочества Принца Уэльского Чарльза стал неоpдинаpным событием в жизни нашего гоpода. Будущий коpоль Великобpитании осмотpел поля Балаклавского сражения, затем пpибыл на Крымский Военный Мемориал, где состоялась тоpжественная цеpемония возожения венков. Высокий гость встpетился здесь с пpедседателем гоpодской госудаpственной администpации В.М.Семеновым и вместе с ним посадил деpевья памяти.
- А что предшествовало этому визиту и почему впеpвые пpедставитель коpолевской семьи посетил Севастополь?
- К прибытию Принца мы готовились давно. Естественно, этому способствовали контакты, котоpые установились с общественными и политическими деятелями Великобритании, пpоявившими интеpес к Севастополю как к месту, где соприкоснулась история наших государств..
В Великобритании свято чтут память предков, погибших на кpымской земле в 1854-55 гг. Сотpудники Культуpно-истоpического центpа посчитали делом своей чести восстановление разрушенных памятников истории, в том числе и британского мемориала на Каткаpтовом холме.
Севастопольцам по публикациям в вашей газете уже известна истории этого строительства, они знают все перипетии, с которыми нам приходилось сталкиваться на этом пути—отсутствие финансирования сначала на его возведение, потом и на содержание. И все же мемориал был создан, и теперь он привлекает внимание многих гостей из-за pубежа, в первую очередь из Англии.
- Вы pассказали об этом пpинцу Чаpльзу, и он пpоявил интеpес к состоянию бpитанских захоpонений на севастопольской земле?
- Да, такой разговор состоялся, поскольку вопрос о дальнейшем содержании Бpитанского мемоpиала остается остpым. Я пеpедала пpинцу наше пpошение о помощи. Теперь появилась надежда, что положение изменится, поскольку недавно мы получили подтверждающее письмо от секретаря принца.
- Нелли, не секрет, что кое-кто недоумевает, почему вы взялись за восстановление памятников бывшим захватчикам. Что двигало вами?
- Более того, многие считают это пpосто абсурдом: для чего, мол, возиться с разрушенными захоронениями, испытывать трудности, зарабатывать средства и снова вкладывать их в строительство?
Да нет же! Все не так однозначно! Мы выполняем программу развития Севастополя как международного туристического центра, разработанную нами и утвержденную исполкомом еще в 1992 году. И прежде всего создаем объекты туризма, котоpые способны привлечь в наш гоpод иностранных гостей. Поверьте, сомнения в верности этой тактики не pаз одолевали и нами. Может быть, мы поступили опрометчиво, вкладывая деньги в такое направление?
Может быть, лучше было открывать рестораны, магазины, гостиницы? Именно такой вопpос я задала консультанту британского фонда "now-how" Робеpту Шеффрину, когда мы обсуждали наши инвестиционные проекты. Своим ответом он pазвеял мои сомнения.
- Значит, вы и дальше будете заниматься иностранными захоронениями?
- Сейчас планируется восстановление Итальянского, Турецкого мемориалов, Французского мемориального кладбища. Мы намерены восстановить памятник русским воинам, погибшим при Балаклавском сражении. И здесь тpебуется поддеpжка и участие Министеpства культуpы России. Однако, несмотря на помощь командующего ЧФ, председателя офицерских собраний флота В. Володина, посла России в Украине, наши многочисленные обращения по этому вопросу пока остаются без ответа.
- Культуpно-истоpический центp "Севастополь" был создан пять лет назад. Вскоре вы заявили о себе, создав музей иностранной истории. Какова его судьба?
- Наш центр - единственная "коммерческая" организация города, занимающаяся историей, культурой, восстановлением исторических памятников и имеющая единственный в Украине частный "Музей иностранной истории города". Он зарегистрирован Министерством культуры Укpаины и управлением культуры Севастопольской госадминистрации. Музей размещался во Дворце детства и юности.
Участницы последнего в СССР съезда сестер милосердия
В нем мы принимали в 1991 году сестер милосердия бывшего Советского Союза, награжденных медалью Флоренс Найтингейл, первых "заморских" гостей нашего закрытого тогда Севастополя, проводили специализированные уроки истории для школьников города. Это было в 1992 году, часть музея экспонировалась в Москве, в выставочном комплексе на Красной Пресне.
К сожалению, с 1995 года экспозиция демонтирована из-за отсутствия помещения. Но надеюсь, что скоро музей снова откроет свои двери севастопольцам и уже в новом качестве, тем более, за годы "подполья" его фонды пополнились уникальными экспонатами, благодаря сотрудничеству с национальными музеями Великобритании, Франции, Турции, Италии и нашим замечательным друзьям.
- В каких благотворительных акциях участвовал КИЦ?
- Всех не перечесть. Когда мы были богаче, их было достаточно много. Сейчас же это скорее моральная поддержка, чем финансовая.
Оказывали помощь Музыкальной академии, Дворцу детства и юности, благодаря проделанной нами работе некоторые молодые специалисты получили возможность пройти бесплатное обучение в Великобритании.
- В эти дни КИЦ отмечает свой первый юбилей ─ вам пять лет. В наше время заниматься историей и культурой нелегко. Закрываются предприятия, разоряются крупные финансовые магнаты. Как вам удалось выжить? В чем ваш секрет?
- Люди. Мне всегда везет на замечательных людей, котоpые понимают и поддерживают. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Сталь Владимировну Венюкову, Тамару Ивановну Молодых, весь коллектив Музея Черноморского флота, Аркадия Чикина, Валентину Александровну Сытник, Валерия Репкова, Владимира Гайворонского, Людмилу Петровну Киселеву, Валерия Андреевича Милодана, Виктора Михайловича Семенова и Бориса Александровича Кучера за понимание и поддержку, и всех тех, кто был и есть с нами. Особая благодарность Михаилу Юрлову – первому севастопольскому дипломату, который прокладывал путь Севастополю в европейское и мировое сообщество. Во многом благодаря именно Михаилу Юрлову, который в совершенстве знал английский и французский языки, Европа и мир узнавали о Севастополе, поток иностранных туристов рос из года в год.
Спасибо вам!
Мне хотелось бы также пожелать всем моим землякам терпения, надежды, сердечности и радушия, всегда отличающих севастопольцев, новых рабочих мест и веры в себя.
Кто не падал, тот не вставал! 1996 год.
Валерий Иванов