Судьба и любовь Николая Сличенко
На днях на доме номер 19 на Тверской открыли мемориальную доску в честь «главного цыгана России» — Николая Сличенко. Знаменитый артист жил тут с 1970 по 2021 год.
Создатели мемориальной доски — скульптор Вадим Кириллов и архитектор Галия Ишкильдина. На открытии мемориала собрались коллеги артиста, его друзья, родные и, конечно, поклонники.
— Душа радуется, что правительство Москвы поддержало идею установить мемориальную доску на доме, где жил Николай Сличенко. Это имя — гордость и национальное достояние России. Он сделал театр «Ромэн» невероятно популярным во многих странах мира. На каждых гастролях в Париже зрительный зал встречал Сличенко стоя. И в театре мы вспоминаем Сличенко каждый день. Я уверен, мысленно он с нами, он смотрит сверху, и мы это чувствуем. Надеюсь, что в будущем мы сможем присвоить театру «Ромэн» имя Николая Сличенко, — рассказал Николай Сергиенко, художественный руководитель Московского музыкально драматического цыганского театра «Ромэн».
Кроме благодарных слов в адрес Николая Алексеевича, которому в этом году могло бы исполниться 90 лет, на церемонии прозвучали записи музыкальных композиций в его исполнении. Слушая его божественный голос, люди с трудом сдерживали слезы.
...Родился Коля в 1934-м. Его родители, оседлые цыгане-сэрвы, работали в колхозе под Белгородом, воспитывая пятерых детей. Во время войны род Сличенко потерял очень многих, а на глазах у семилетнего Коли немцы расстреляли его отца. «Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда на глазах умирали люди, — это впечатление детских лет осталось со мной на всю жизнь», — вспоминал Николай Алексеевич позже. Теперь мама тащила семью одна — никогда ни на что не жалуясь, бесконечно работая. Понимая, что Коля очень музыкален, мама, несмотря ни на какие трудности, отдала его в музыкальную школу — ей хотелось, чтобы он умел играть на скрипке.
После войны семья перебралась в село под Воронеж, в колхоз «Красный Октябрь». На праздниках Коля пел, и голос юного цыгана односельчан потрясал. Тогда и начались разговоры — а не попробовать ли Коле по казаться в столице, в театре «Ромэн»? Он про такой и не слышал... Отправить сына в Москву мама не могла — не на что. Но односельчане собрали денег на билет, да еще и продуктов парню дали. Такие вот были люди… Москва Николая потрясла — ничего подобного он в своей жизни не видел никогда. Главный режиссер театра Петр Саратовский дал Сличенко день на подготовку к прослушиванию, посоветовав ему выступить с отрывком из прозы, басней и стихотворением. Комиссии Сличенко не особенно понравился: наизусть он знал только стихотворение Лермонтова «Парус», выучить басню и отрывок из прозы за день не успел. Но когда он начал петь и танцевать... Его голос оценил актер «Ромэна» Сергей Шишков. Он безошибочно определил: «Это — моя замена!» — и убедил Саратовского взять парня в труппу. И его взяли во вспомогательный состав.
Фантастически красивый, стройный, улыбчивый паренек нравился всем. Но в театре его до поры придерживали: «зеленый» паренек, пусть подучится... Помог ему все тот же Шишков. В 1952 году «Ромэн» был на выезде в Загорске (Сергиевом Посаде); играли спектакль «Четыре жениха». Сергей Федорович, игравший роль цыгана Лексы, прикинулся больным. Роль знал Сличенко: он, едва только придя в театр, выучил все главные мужские роли, поскольку полагал, что будет их играть — зря, что ли, в театр взяли?! Но в этот раз он вышел на замену Шишкова осознанно. И зал был ошеломлен. В голосе молодого солиста была такая сила, такая чистота и глубина, что слушать его равнодушно было невозможно. После представления зал рукоплескал Николаю Сличенко стоя. После этого его все чаще стали брать на замены, а вскоре Николай Сличенко обрел статус звезды
...У артистов всегда есть поклонники, но их количество у Сличенко не поддавалось подсчету. Он был фантастически одарен, и талант его с годами лишь развивался. Блистательный артист и исполнитель, он стал не только звездой, но и душой театра «Ромэн». Всего им было сыграно более 60 ролей, а всесоюзной славе Сличенко поспособствовал и фильм «Свадьба в Малиновке». Позже открылся и еще один талант Сличенко — он оказался весьма одаренным режиссером. Причем ставить спектакли он начал до того, как отучился на высших режиссерских курсах при ГИТИСе, где учился у знаменитого Андрея Гончарова.
В 1977 году Николай Сличенко стал главным режиссером и художественным руководителем театра «Ромэн», ставшего его судьбой.
Где бы ни появлялся Николай Сличенко, люди начинали улыбаться — поскольку всегда улыбался он. Обаятельный, доброжелательный, он остался удивительно красивым и в зрелости. Старость просто не могла его догнать: он как будто не поддавался влиянию времени. Но история его как артиста редкого таланта — это еще и история про огромную любовь.
...Первый брак Николая Сличенко достаточно быстро рухнул, но зато потом в его сердце пришла та любовь, что встречается, увы, нечасто. Тамилла Агамирова потрясла Сличенко своей невероятной красотой, еще когда артист был женат. Но признаться красавице в чувствах он не мог: Тамилла тоже была замужем... Они соединились, когда у обоих разрушились семьи.
Говорят, в цыганских венах течет огонь. Наверное, так. Он любил жену до последнего дня своей жизни, и чувства эти не стали прохладнее ни на йоту. Тамилла была не только его женой, другом и музой. Она заставила его получить образование — вместе с ним села за парту в школе рабочей молодежи, хотя сама уже имела институтский диплом; любящая женщина понимала, как трудно морально известному человеку сесть за парту рядом с молодыми ребятами. Она поддерживала его во всем, а он тосковал о ней, даже если они расставались на день. Смерти мужа Тамилла Агамирова не перенесла — она ушла вслед за любимым через два месяца после его ухода. Несмотря на солидный возраст, она ничем особенно не болела, но тихо угасла, поскольку не могла жить без своего любимого мужа...
...27 декабря, в день, когда Николаю Сличенко могло бы исполниться 90 лет, «Ромэн» покажет зрителям особую программу, посвященную памяти великого артиста.
Сообщение Судьба и любовь Николая Сличенко появились сначала на Москва.Центр.