Состояние службы онкологической помощи рассмотрели в Заксобрании Иркутской области
Вопросы оказания медицинской помощи онкобольным рассмотрели 9 октября на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите Заксобрания Иркутской области, которое провел председатель комитета Артем Лобков.
Один из вопросов сегодняшнего заседания касался развития первичной онкологической помощи людям. И в этом направлении в 2024 году есть риск неисполнения одного из показателей федерального проекта, а именно открытия центров амбулаторной онкологической помощи. Как сообщил на заседании министр здравоохранения Иркутской области Андрей Модестов, в регионе в 2019 году было открыто пять ЦАПов, сейчас их 14, в том числе один в городе Иркутске — на базе больницы №8. И в Иркутске до конца года должно открыться еще два — в больнице №9 и в диагностическом центре, однако вопрос открытия в диагностическом центре под угрозой. Если там до конца года кабинеты не откроют, то область не исполнит федеральный проект, чего допускать нельзя. В самом же центре сообщили, что у них не хватает площадей, кадров для этого. И предложили открыть ЦАПы на базе частных клиник в районах города. Однако открывать центры в частных клиниках не рекомендует минздрав России, так как такой печальный опыт уже был, когда центр открыли, собственник частной клиники сменился, и центр закрыли.
Также в Иркутской области планируют в ближайшее время перевести ЦАП из Усть-Орды в Баяндай. Так как Усть-Орда находится ближе к Иркутску, и многие продолжают ездить в город, в Баяндае центр будет нужнее и эффективнее.
Главврач Иркутского областного диспансера Роман Зубков сообщил, что в целом онкологическая помощь в региона разделена на несколько уровней. Сначала подозрение на заболевание выявляется фельдшером или врачом по месту жительства в поликлинике. Следующий этап — это центры амбулаторной онкологической помощи, где это подозрение могут подтвердить. И далее идет онкологический диспансер.
Почему так важно с точки зрения диагностики именно открытие ЦАОПов? Приведу в пример Саянск, где такой открыли 10 декабря 2019 года. Ранняя диагностика раковых заболеваний там за год выросла на 6 %.
Также обсудили на комитете и вопрос оказания помощи детям, больным раком.
В детской онкологической службе на сегодня на учете стоит около 600 детей. Многие дети, больные раком нуждаются в трансплантации стволовых клеток, сейчас они направляются для этого в федеральные учреждения. Детская служба просит Заксобрание о содействии в вопросе открытия центра трансплантации на базе детского онкоотделения Иркутской областной детской клинической больницы. Для этого необходимо закупить некоторое оборудование. В целом, чтобы начать развивать это направление в Иркутске, нужно порядка 50 миллионов рублей.
Артем Лобков отметил, что этот вопрос обязательно будут обсуждать при планировании бюджета на следующую трехлетку:
Еще в декабре прошлого года у нас было совместное заседание по этим вопросам с рабочей группой комитета Госдумы по охране здоровья. Тогда был подготовлен перечень поручений. И этот вопрос на нем также обсуждали. Поэтому мы этот вопрос опять фиксируем и в рамках бюджета будем обязательно обсуждать. Все, что было сегодня озвучено — очень важно. Есть предложение оформить все до пятницы, и на очередном заседании комитета мы подготовим документ для рассмотрения уже на сессии Заксобрания.
Еще один вопрос, который обсудили на комитете — обеспечение пациентов лекарствами. В частности, минздрав предлагает перевести на уровень ЦАОПов лекарственную терапию некоторых пациентов. Ведь многие больные раком вынуждены получать терапию всю жизнь, и многие каждый месяц тратят силы, средства и время на поездки для этого в Иркутск — в областной диспансер.
Если бы удалось сместить часть этой работы в ЦАОПы, это бы облегчило все. Например, пациенту из Тайшета нужно каждый месяц при помощи жены ехать в Иркутск за 700 км, чтобы получить упаковку препаратов. Причем там есть ЦАОП, но пока он не проводит такой работы, отметил министр здравоохранения.
Минздрав предлагает начать переводить на таблетированное обеспечение лекарствами пациентов с раком молочной железы и раком предстательной железы, тем более что эти виды заболевания в настоящее время занимают первые строчки в структуре всех онкозаболеваний. На то, чтобы внедрить в ЦАПах новое направление работы, требуется порядка 900 миллионов в год.
Кстати, в целом в Иркутской области на лекарственное обеспечение больных раком требуется около 5 миллиардов в год. Однако в готовящемся проекте бюджета на 2025 год стоит сумма в 2,3 миллиарда.
Кроме того, на комитете депутат Лариса Егорова выразила опасения насчет закрытия кабинетов онкологов в поликлиниках при открытии ЦАПов в Иркутске. В минздраве отметили, что ЦАПы будут эффективнее и лучше оснащены. И их нужно развивать, так как они уже показывают хорошие результаты в городах, где действуют.
«Иркутск сегодня»