Воскреситель мертвецов. Как Юрий Лонго заколдовал мозги миллионов
Кризисные моменты истории — это самое удачное время для авантюристов разного толка. Одни сражаются за власть, другие за деньги, третьи и за то, и за другу. Но в основе у всех лежит манипулирование «поплывшим» от происходящих вокруг потрясений народом.
Чудо в «Склифе»
В декабре 1990 года в Советском Союзе грянула сенсация — колдун оживил покойника в морге Института скорой помощи имени Склифосовского. Видеосюжет об эксперименте показали в одной из телепрограмм.
В стране, на всех парах летевшей к распаду, творился форменный хаос, и население готово было поверить во что угодно. А колдун в интервью заявил, что останавливаться на достигнутом не собирается, и скоро оживит Ленина в Мавзолее.
Правда, через пару месяцев в прессе появилось разоблачение — «оживление в морге» было просто сценкой, разыгранной колдуном и его ассистентами. Но, как часто бывает в таких случаях, люди, поверившие в чудо, отказывались признавать, что его не было.
Нет способностей, но есть желание
«Оживление трупа» стала визитной карточкой Юрия Лонго, чья популярность в начале 1990-х не уступала славе легендарных телецелителей Алана Чумака и Анатолия Кашпировского. Как и они, Лонго поймал свою птицу удачи в то время, пока большинству не хватало на хлеб.
Уроженец Краснодарского края Юрий Головко вырос в обычной семье, но мечтал о славе, богатстве и известности. Впрочем, каких-либо особенных способностей у Юры не наблюдалось, за исключением склонности к авантюризму. После окончания 8 класса Головко, имевший «белый билет», освобождавший от армии, покинул отчий дом, отправившись на поиски приключений.
Первоначально он зарабатывал на жизнь, развлекая туристов в Адлере в качестве массовика-затейника. Работодателям Головко всё время намекал на обширные связи и богатых родственников, что никак не вязалось с его внешностью и образом жизни.
Купленный набор и легенда о происхождении
В начале 1970-х он перебрался в Москву, где устроился на работу официантом вагона-ресторана. Но эту деятельность он считал временной, мечтая о публичных выступлениях.
Поступить хотя бы в один из творческих вузов ему не удалось, зато Головко приобрел набор реквизита фокусника у иллюзиониста, работавшего в Московской областной филармонии.
Освоив набор относительно простых трюков, и придумав биографию, делавшую его незаконнорожденным потомком факира Лонго, Юрий стал выступать в одной из артистических бригад.
Как отмечали коллеги, иллюзионист Лонго обладал артистизмом, и особенное впечатление умел производить на женщин. Им он постоянно рассказывал всевозможные небылицы о себе, и дамы охотно верили, благодаря чему у артиста было огромное количество мимолетных романов.
Балахон и цепи
Но просто фокусником Лонго быть не хотел. В моду вошел гипноз, и он тоже начал практиковаться, пытаясь воздействовать на аудиторию. Когда несколько человек действительно уснули на его выступлении (хотя и неизвестно, почему), Юрий окончательно уверовал в себя, став представляться не только иллюзионистом, но и гипнотизером.
Перестроечная волна с «заряжанием» банок с водой и кремов была идеальным временем для Юрия Лонго. Отталкиваться от научных знаний он не стал вовсе. Белый балахон, цепи и объявление себя колдуном позволили артисту занять доселе свободную нишу. А история с «оживлением трупа» подарила ему известность не только в СССР, но и за его пределами.
Знаменитый Юрий Никулин, директор Цирка на Цветном бульваре, которому советовали присмотреться к Лонго, сказал, что подобного «безобразия» на его манеже не будет. Профессиональные иллюзионисты и гипнотизеры считали трюки Лонго примитивными, а его работу — нарушающей все этические нормы.
Но Юрию было все равно — его «сеансы магии» собирали полные залы, Лонго обожали журналисты, и он охотно кормил их разнообразной дичью, начиная от предсказаний будущего и заканчивая «хождением по воде» Останкинского пруда.
Любопытно, но те, кто близко знал Лонго, уверяли, что имидж мрачного колдуна разительно отличался от его настоящего характера. Юрий был довольно добродушным человеком, который в общении с друзьями не стеснялся иронизировать над собой.
Сердце не выдержало
В начале 2000-х, на фоне спада популярности у Лонго возникли проблемы со здоровьем. Отказываться от привычного образа жизни он не хотел, и 14 февраля 2006 года Лонго госпитализировали из-за проблем с сердцем. Медики не могли разобраться, что именно происходит с колдуном, и его направили в Институт скорой помощи имени Склифосовского, откуда стартовала его большая карьера.
Там определили, что у Лонго расслоение аорты, и ситуация крайне тяжелая, а шансы на успешную операцию составляют 50 на 50. Колдун, который почувствовал себя несколько лучше, от хирургического вмешательства отказался и уехал домой. А утром 17 февраля 2006 года сердце Лонго сдалось окончательно — он умер на глазах у близких.
Не обошлось без слухов: одни утверждали, что Лонго убили конкурирующие маги, которые навели «порчу»; другие уверяли, что колдун инсценировал свою смерть, а сам уехал в другую страну.
Ничего удивительного в этом нет — некоторые поклонники Юрия Лонго до сих пор уверены, что мертвеца в 1990 году он оживлял по-настоящему. Публика не хочет прощаться с «чудом»...