Не успев вернуться в Белый дом, Дональд Трамп серьезно взволновал руководство и общественность минимум трех суверенных государств, не говоря уже о европейских союзниках. Помимо того что вновь избранный президент США предложил Канаде стать «51-м штатом» и заявил о намерении вернуть контроль над Панамским каналом, он вновь вернулся к теме покупки у Дании Гренландии.
Чем мотивирован интерес политика к самому крупному острову в мире и каковы его шансы расширить американскую территорию?
С 1979 года Гренландия обладает статусом автономии в составе Королевства Дания, у острова есть свои правительство и парламент. В ведении столицы Гренландии, городе Нуук, находится большинство внутриполитических вопросов: здравоохранение, образование, налогообложение, инфраструктура, предпринимательство, пространственное планирование, социальное обеспечение и жилье. Единственные исключения — судебная система, полиция и исправительные учреждения, которые остаются прерогативой Копенгагена. Вопросы безопасности, обороны, внешней и монетарной политики, согласно Закону об автономии Гренландии 2009 года, также находятся в ведении датского королевства.
Тем не менее это не мешает острову выступать самостоятельным участником международных отношений по вопросам исключительной юрисдикции и заключать договоры с государствами и международными организациями. Кроме того, у Нуука есть даже свои дипломатические представительства в Копенгагене, Вашингтоне, Брюсселе, Рейкьявике и Пекине, через которые автономия продвигает свои экономические интересы.
В 2021 году королевство учредило трехсторонний контактный комитет с Гренландией и Фарерскими островами, второй датской автономией, для более тесной координации внешней и оборонной политики, а также политики в области безопасности. Несмотря на это, Гренландия стремится играть всё более самостоятельную роль на мировой арене, в частности в Арктике, и всё увереннее и громче заявляет об этом.
В феврале 2024 года Нуук опубликовал собственную стратегию в области внешней и оборонной политики, а также обеспечения безопасности в Арктике с говорящим названием «Гренландия в мире — никаких решений о нас без нас».
Дональд Трамп выступает с инициативой покупки Гренландии не впервые. В прошлый раз в 2019 году она спровоцировала дипломатический скандал. Тогда датский премьер-министр Метте Фредериксен отреагировала на предложение жесткой отповедью, после чего американский президент отменил государственный визит в королевство. США неоднократно пытались купить остров еще задолго до Трампа и даже вели переговоры с датчанами. В первый раз сразу после приобретения Аляски у Российской империи в 1867 году, затем в 1910 году, когда Вашингтон намеревался обменять часть Филиппинского архипелага на Гренландию и Датскую Вест-Индию.
Следующая, уже более серьезная попытка была сразу после Второй мировой войны — тогда покупка не удалась. Однако в 1951 году США заключили с Данией соглашение, которое де-факто отдало оборону острова на откуп американцам. В 1953 году на северо-западе Гренландии Штаты открыли военно-воздушную базу Туле (ныне Питуффик). Впоследствии она стала частью американо-канадского командования — сначала военно-воздушной, затем военно-космической — обороны (НОРАД) и использовалась как элемент системы стратегического сдерживания Советского Союза в Арктике.
Тем не менее на этот раз инициатива Дональда Трампа выглядит уже серьезнее, а риторика звучит напористее. В конце декабря он назвал покупку Гренландии «абсолютной необходимостью» и подчеркнул ее стратегическую важность для национальной безопасности США и защиты «свободного мира», в том числе от Китая и России. В начале января с неофициальным визитом на остров прибыл Дональд Трамп – младший, а Трамп-старший не исключил использования военного и экономического давления на союзника для достижения своей цели.
Как и в предыдущий раз, Метте Фредериксен заявила, что «Гренландия не продается», однако выразила готовность к более тесному экономическому сотрудничеству со Штатами на острове. Схожую позицию занял и гренландский премьер-министр Мюте Эгеде, активно выступающий за независимость автономии.
И всё же чем остров с населением 57 тыс. человек, 80% территории которого покрыты ледниками, привлек внимание США?
Во-первых, Гренландия занимает ключевое геостратегическое положение в Северной Атлантике и Арктике. У ее юго-западного побережья Северо-Западный проход — морской путь из Тихого океана через Канадский Арктический архипелаг — впадает в Атлантику. С юго-востока располагается Фареро-Исландский рубеж — ключевая линия морской обороны НАТО в Северной Атлантике.
Во-вторых, остров богат полезными ископаемыми: редкоземельными металлами, критически необходимыми для высокотехнологичной промышленности, ураном и — потенциально — углеводородами. Не стоит забывать и о запасах пресной воды в гренландских ледниках, которые составляют порядка 7% от мировых. Кроме того, в Гренландии ведет активную экономическую деятельность Китай — главный геополитический соперник США, что лишь усиливает американский интерес к острову.
Помимо военно-политических и экономических соображений не последнюю роль играет и сама личность Дональда Трампа. По замечанию американских СМИ, он ведет себя как «истинный застройщик», который не может пройти мимо такого ценного актива. Кроме того, по мнению людей из ближайшего окружения политика, покупка Гренландии — давняя идея фикс Трампа, который хочет оставить мощное историческое наследие: впервые за почти 70 лет увеличить американские владения и усилить влияние США в Западном полушарии в духе доктрины Монро.
Наконец, не стоит забывать, что вновь избранный президент в его эпатажной манере во многом играет на внутреннюю аудиторию, чтобы укрепить позиции среди своего электората и привлечь новых сторонников из числа тех, кто грезит о «снова великой Америке».
Хотя приобретение Гренландии Штатами в обозримой перспективе менее вероятно, чем независимость автономии от Дании, которую поддерживают всё больше жителей острова, в течение второго президентского срока Трампа мы будем наблюдать там усиление военного и инвестиционного присутствия США.
Автор — аналитик ИМИ МГИМО
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора