Когда появятся обещанные русские самолёты? Изначальные сроки сорваны. Заминку объяснили анекдотом. В чём состоят основные трудности, рассказал Андрей Клепач.
В России до сих пор в подвешенном состоянии остаётся вопрос, когда наконец появятся обещанные русские гражданские самолёты. Необходимость создания полностью импортозамещённых Sukhoi Superjet и МС-21 стала очевидной ещё в 2014 году. И с тех пор была проделана значительная работа. Однако важно понимать, что задача сама по себе крайне сложная, подчеркнул главный экономист ГК "ВЭБ.РФ" Андрей Клепач в эфире программы "Царьград. Главное".
При создании современного гражданского самолёта совсем не проблема сделать корпус. И для Sukhoi Superjet, и для МС-21 они уже разработаны, но, правда, пока не укомплектованы в полной мере. Однако главная трудность - создать отечественный двигатель, лишённый иностранных комплектующих, пояснил эксперт.
Поводы для оптимизма естьВ настоящее время самолёты Sukhoi Superjet укомплектованы двигателями, которые в большей степени являются французскими. Однако недавно начались испытания нового отечественного двигателя ПД-8.
Я всё равно оптимистично оцениваю сроки завершения работы над ним, это 2026-2027 годы. А двигатель для МС-21 уже есть, он появился раньше, чем сам самолёт. Надо понимать, что двигатели делает намного меньшее количество стран, чем самолёты. Технически это намного более сложная вещь. У нас времени, с одной стороны, нет. А с другой стороны, необходимо учитывать, что крайним злом и негативом являются как раз те поспешные решения, которые принимались раньше: дескать, нам нужен двигатель - значит, через год или два должен быть,
- отметил собеседник "Первого русского".
Амбиции просто не соответствовали объективной действительности, не учитывали специфику работы. В результате сроки, конечно, были сорваны. Эту заминку можно объяснить анекдотом.
Не хочу комментировать те сроки, которые назывались и были сорваны. Как любили шутить, если вместо одной женщины взять троих, то ребёнок не родится за три месяца. Так и здесь. Двигатель, как мы видим и из нашей, и из международной практики, делается семь-десять лет, а потом ещё доводится до ума. То же самое с авионикой. Это крайне сложный процесс. Одно дело - авионика для истребителя, а другое - для пассажирского самолёта. Там другие требования безопасности, там сложность абсолютно другая. И мы здесь сделали действительно серьёзные шаги. У нас появился всё-таки отечественный борт для Sukhoi Superjet. Двигателя, да, ещё нет, многие вещи недоделаны, многое придётся отлаживать. Но ведь всё должно быть безопасно,
- констатировал экономист.
"Поставок больше не будет"Ранее первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко заметил в разговоре с Царьградом, что пока мы не можем заместить западные комплектующие в критически важных для безопасности, для нормальной жизнедеятельности индустриях - мы вынуждены как можно быстрее менять поставщиков, чтобы продолжать работать. И это нормально. Импортозамещение же должно идти параллельно.
Сложно оценить ситуацию, но если в процентном соотношении мы где-то половину смогли или вот-вот сможем импортозаместить, а половину мы будем пока докупать у других поставщиков, то это неплохо. Но важно не останавливаться в процессе импортозамещения,
- констатировал собеседник "Первого русского".
Он обратил внимание, что санкции наиболее заметно ударили, например, по авиастроению:
Наш новейший Sukhoi Superjet был локализован у нас на 40-45%, но летал на иностранных, на канадских двигателях. И в один день нам просто сказали: всё, дескать, поставок больше не будет. И таким образом завалили наш проект, сместив сроки реализации минимум на 5-7 лет, а то и на 10.