Симоновский райсуд Москвы 27 декабря вынес приговор по делу о мошенничестве при строительстве испытательного комплекса для самолетов Ил-76. Четверо подсудимых признаны виновными в том, что получили около 200 млн рублей, но работы по контракту не выполнили. Всех их приговорили к срокам от четырех до пяти лет лишения свободы. Один из фигурантов в суд не пришел и в ближайшее время будет объявлен в розыск. Еще один обвиняемый, по данным источника «Известий», уже давно находится в международном розыске и, предположительно, скрылся в Лондоне.
27 декабря Симоновский районный суд Москвы вынес приговор сотрудникам и руководителям компании «Рустим» по делу о хищении 196 млн рублей на строительстве испытательного комплекса для самолетов Ил-76МД-90А на авиастроительном заводе в Ульяновске. Объект, предназначенный для проверки герметичности новейших модификаций военно-транспортных самолетов, не был построен вопреки заключенному с генподрядчиком госконтракту.
Совладелец ООО «Рустим» Сергей Плеханов, гендиректор компании Николай Тандура, его бизнес-партнер Азамат Таепов и начальник финансового отдела предприятия Денис Васин были осуждены на сроки от четырех до пяти лет лишения свободы в колонии общего режима. Васин свой срок наказания уже отбыл, находясь в СИЗО, а Таепов, которому суд в качестве меры пресечения назначил запрет определенных действий, на приговор не явился и будет объявлен в розыск. Тандура и Плеханов находились под домашним арестом и были взяты под стражу в зале суда.
Прокуратура просила назначить обвиняемым сроки от 6,5 до 9,5 лет лишения свободы, но суд, вероятно, учел, что ключевой бенефициар схемы — бизнесмен Виктор Поздняков — скрылся от следствия в Лондоне, объяснил «Известиям» источник, знакомый с делом. В 2023 году Поздняков был заочно арестован и объявлен в международный розыск.
По версии следствия, в 2015 году руководство строительной компании «Рустим» заключило договор генподряда с ЗАО «Авиастар-СП» — ульяновским заводом компании «Ильюшин», входящей в «Объединенную авиастроительную корпорацию». В апреле и ноябре 2016 года компания получила авансовые платежи в размере 147,7 млн и 100 млн рублей. Однако подрядчики свои обязательства в полном объеме не выполнили, а значительную часть денег «похитили и распорядились ими по своему усмотрению», настаивает обвинение.
В реестре госзакупок предметом договора числится первый этап реконструкции и технического перевооружения производственной базы предприятия. В 2018 году «Коммерсант» уточнял, что речь шла об испытательном комплексе для проверки герметичности «методом дождевания» Ил-76МД-90А, основного военно-транспортного самолета ВКС России, и Ил-78М-90А (воздушного заправщика). Указанная процедура — необходимая часть для заводских испытаний, и ангар должен был располагаться рядом с производством окончательной сборки. Источники издания на ульяновском предприятии уточняли, что «отбор компании проводился непосредственно ОАК, контроль за ходом исполнения контракта также вела ОАК». В свою очередь в ОАК подчеркнули, что расследование началось по заявлению бывшего вице-президента корпорации Александра Тулякова.
В итоге уголовное дело о мошенничестве было возбуждено в 19 декабря 2018 года сотрудниками Главного следственного управления московской полиции. Однако долгое время обвинение по делу никому не предъявлялось, пока в декабре 2021 года дело не передали в Следственный департамент МВД. Тогда были задержаны Плеханов, Тандура, Васин и Таепов. Последнего задержали в Башкирии, где он занимался проектами дорожного строительства. Суд в Уфе избрал ему меру пресечения в виде запрета определенных действий, уточнил источник «Известий». Тандура начал сотрудничать со следствием и оказался под домашним арестом, а Плеханов и Васин — в СИЗО.
Поздняков, которого следствие, по словам знакомого с делом собеседника «Известий», считает ключевым фигурантом, не числился ни владельцем, ни гендиректором компании «Рустим». Однако «Известиям» удалось обнаружить, что среди прочего Поздняков до 2017 был совладельцем ООО «ГК Гопродор» где в это время числился гендиректором сбежавший перед приговором Таепов.
В декабре 2024 года Московский арбитражный суд закончил процедуру реализации имущества Позднякова в рамках дела о персональном банкротстве. Главным кредитором выступил «Сбербанк». На торги ушла его доля квартиры в Басманном районе, оцененная в 17 млн рублей. Доли в участке на тысячу квадратных метров в поселке Юдино Одинцовского района Московской области и в доме площадью 264 кв.м на этом же участке из конкурсной массы исключены. Также суд обязал Позднякова сдать Росгвардии находящиеся в его владении нарезное охотничье ружье Сайга-МК-03, газовый пистолет Walther P22T и гладкоствольное охотничье ружье Beretta AL 390 Silver Mallar.
Суд указал, что Поздняков не оказывал содействия конкурсному управляющему в разрешении своих финансовых задолженностей, а также скрыл, что в 2018 году вступил в наследство. На этом основании суд не освободил Поздняков «от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при реализации имущества».
Процедура банкротства Таепова завершилась еще до задержания по уголовному делу. В 2019 году соответствующее решение вынес Арбитражный суд Башкортостана.