Пресс-конференция в ТАСС 23.12.2024
Выступление председателя Комитета по охране здоровья С.Д.Леонова
Ведущая: Сейчас, с вашего позволения, я хотела бы передать слово вашему коллегам. Сергей Дмитриевич, присоединяйтесь, пожалуйста! В минувшую осеннюю сессию вы возглавили Комитет Госдумы по здравоохранению. Во-первых, какие, на ваш взгляд, вопросы требуют самого пристального внимания со стороны парламента? Мы видели, что и на прямой линии с Президентом поднимались вопросы многие. Ну и, конечно же, хотелось бы немножко заострить внимание на курение вейпов в России. Ваша фракция ведёт очень плодотворную работу в этом направлении. Что нужно это ещё сделать? Какие, может быть, ещё законодательные инициативы утвердить? Пожалуйста, вам слово!
С.Д.Леонов:
Да, спасибо большое за предоставленное слово!
Действительно, фракция ведёт большую работу в отношении полного запрета вейпов. Это наша жёсткая позиция, которую мы отстаиваем. Мы считаем, что в нашей стране это можно и нужно сделать. Например, в Казахстане в этом году уже принят соответствующий закон, который запрещает оборот вейпов в этой стране.
Поэтому мы должны сделать всё, чтобы прийти к этому решению. Это позиция партии. Мы полтора года назад приняли целый пакет законопроектов, касающихся ограничения продажи вейпов, и в этом году фактически нам пришлось дорабатывать, потому что были выявлены всё равно большие нарушения при тех немногочисленных проверках, которые мог проводить Роспотребнадзор. И поэтому было принято решение увеличить штрафы за повторную продажу вейпов несовершеннолетним и также ввести, что очень важно, уголовную ответственность за неоднократную продажу вейпов несовершеннолетним. Поэтому теперь продавать эту дрянь становится не только накладно для кошелька, но ещё можно лишиться фактически свободы.
Также были увеличены штрафы за несоблюдение правил продажи, потому что мы полтора года назад установили эти правила продажи. Например, витрины, в которых находятся эти жидкости, должны быть непрозрачны и недоступны для взгляда прохожих, потому что очень часто эти островки, так называемые в торговых центрах, где вейпы продаются, их видно. А там дети с родителями ходят, и несовершеннолетние. А упаковки у них яркие, соответственно, притягивают взгляд.
И, кстати, мы по упаковкам тоже свои предложения давали, что всё-таки они должны быть похожи на упаковки с сигаретами, со страшными картинками. И нам Минздрав обещал эти картинки даже разработать. Но, ссылаясь на правила Евразийского экономического союза, нам сказали, что это почему-то сделать нельзя.
Но мы будем добиваться этого всё равно, не мытьём, так катанием, как у нас в России говорят.
Ещё очень важно, были приняты поправки к закону «О контроле», и я был автором этой поправки. Мы отменили мораторий на проверки как раз тех организаций, которые торгуют никотиносодержащими жидкостями.
В том числе Председатель Государственной Думы, поставил такую задачу, мы такую поправку внесли, и теперь с Нового года, соответственно, мораторий будет отсутствовать, и органы, которые отвечают за контроль продажи вейпов, они будут фактически более активно проводить эти проверки.
Тут ключевой вопрос в плане запрета или не запрета, а ещё запрет ароматизаторов. У нас 15 тысяч ароматизаторов различных. Мы считаем, нашу глубоко убеждённую позицию, что если запретить ароматизаторы в составе жидкости, мы сразу соответственно отвадим молодёжь от покупки, потому что они в основном ориентируются на вкусные, так скажем, эти ароматизаторы, которые входят в состав.
Ведущая: Ещё один вопрос! В последний день осенней сессии Госдума приняла законопроект о снятии уголовной ответственности с врачей по статье 238 УК Российской Федерации «за действия, совершённые для оказания помощи пациентам». Какая позиция фракции и какие планы работы в этом направлении?
С.Д.Леонов:
А что касается 238 статьи Уголовного кодекса, вся медицинская общественность, общественные организации уже не один год просят, чтобы были введены определённые послабления в Уголовном кодексе, потому что 238 статья, это в основном касается именно 238 статьи, которая нас налагает ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Почему?
Потому что это довольно спорная статья. Не так часто заводятся уголовные дела по этой статье, но она очень жёсткая. 10 лет лишения свободы и 10 лет срок давности. И фактически доктора можно было привлечь спустя много-много лет после возможного, так скажем, неправомерного действия.
Если мы берём в целом, вообще, конечно, очень много уголовных дел, по оценкам общественных организаций, на медицинских работников заводится, это порядка 2000 уголовных дел, то если мы берём 238 статью, то порядка 160. Спорная правоприменительная практика, потому что эта статья не может никак быть привязана к оказанию медицинской помощи, потому что оно само по себе связано с риском для жизни, то есть мы не можем гарантировать пациенту, что при оказании медицинской помощи не возникнут осложнения и даже летальный исход. Это медицина! И здесь никак нельзя прогнозировать. Конечно, доктор делает всё возможное, чтобы этого не было, тем более летального исхода, ни осложнений, но тем не менее гарантировать безопасность невозможно, и поэтому медицинское сообщество настаивало, чтобы эту статью в отношении медицинских работников декриминализировать.
К сожалению, у нас сейчас в Интернете пошло такое информационное движение, что теперь врачи вообще никак не подпадают в уголовную ответственность, освободили, никакое ответственнее, вот сейчас всё ухудшится оказанием медицинской помощи.
Это не так!
Я заявляю это, потому что у нас достаточно много, к сожалению, опять же, уголовных статей, которые могут быть применены к медицинским работникам. К чему это ведёт? Это ведёт к тому, что студенты, молодые доктора, с учётом того, что есть практика таких уголовных дел, не стремятся в так называемые рисковые специальности. Это реаниматологи, это акушер-гинекологи, это хирурги, и получается дисбаланс. То есть у нас большая нагрузка, такая пресс такой на врачей. Они не хотят идти на эти специальности и страдает кто? Пациент страдает. И у нас есть определенная нехватка именно вот в этом, в этой сфере здравоохранения. И мы, конечно, будем дальше этим вопросом заниматься, отстаивать и интересы врачей медицинского сообщества и, безусловно, интересы пациентов.
Мы за баланс!