Главный вызов следующего года — политика охлаждения экономики. Об этом 20 декабря заявил министр экономического развития Максим Решетников.
«Что касается ожиданий от следующего года, то главный вызов — политика охлаждения экономики», — отметил он в беседе с изданием «Эксперт».
Решетников уточнил, что негативные последствия этой политики пока не так заметны в связи с тем, что они сглаживаются традиционно высокими предпраздничными продажами.
«Сейчас это отчасти купируется предновогодним настроением и спросом, но с января-февраля мы начнем ощущать ее последствия более отчетливо», — пояснил министр.
Ранее, 26 ноября, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в данный момент наблюдается перегрев российской экономики, а Центробанк (ЦБ) РФ пытается ее охлаждать. Стимулирование со стороны Минфина противоречит этим усилиям и вызвало бы только дальнейший рост ключевой ставки, поэтому министерство в следующие три года перейдет к сбалансированной бюджетной политике, а поддержку отдельных отраслей сделает точечной.
24 октября Решетников отмечал, что российская экономика начала демонстрировать признаки охлаждения в конце третьего и начале четвертого квартала 2024 года. Он указал, что охлаждение вызвано переориентацией торговли, отметив, что более 80% товарооборота на данный момент идет в дружественные страны.
До этого, 8 октября, по данным Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара, ИЭП), стало известно, что в июне 2024 года в РФ циклический компонент или разрыв выпуска снизился до 2%, что можно было трактовать как первые признаки начала охлаждения экономики. Как отметили эксперты, наибольший перегрев российской экономики наблюдался накануне мирового финансового кризиса в 2008 году и достигал 6,2%. В 2008–2009 годах показатель составил 6,6%, уточнили они. Более глубокий спад — в 8,5% — наблюдался только во время пандемии в 2020-м.