Уже не первый сезон одним из наиболее самобытных клубов первой лиги чемпионата России по футболу считается нижнекамский «Нефтехимик». При одном из самых маленьких бюджетов он уверенно держится в середине турнирной таблицы. С декабря 2020 года его главным тренером работает Кирилл Новиков, ранее возглавлявший московское «Динамо». В свое время он спас московский клуб от вылета из РПЛ и затем вывел с шестого места в Лигу Европы.
В нынешнем сезоне «Нефтехимик» ушел на зимнюю паузу, занимая 11-е место среди 18 команд. В интервью «Известиям» Кирилл Новиков оценил выступление своих подопечных, уровень ФНЛ, объяснил, почему его клубу тяжело бороться за выход в РПЛ, и поделился мнением о текущем выступлении московского «Динамо».
— Как по пятибалльной шкале оцените прошедший отрезок сезона вашей команды?
— На четверку с минусом. Потому что были некоторые игры, которые мы могли выиграть. К сожалению, где-то не удерживали победы, где-то вообще проигрывали не по игре. Поэтому скорее недобрали очков, чем взяли то, что могли. В общем, есть куда стремиться. Надеюсь, во второй части чемпионата мы сможем повыше подняться в таблице.
— Сколько недобрали очков?
— Очков семь стопроцентно — это то, что сразу в голову приходит.
— То есть могли быть в зоне переходных матчей или около нее?
— Я думаю, что где-то близко, да.
— По итогам прошлого сезона ФНЛ пополнили три не самых бедных клуба РПЛ — «Урал», «Балтика» и «Сочи». С учетом того, что они сохранили стабильное финансирование, в первой лиге стало сложнее играть?
— Безусловно. Перечисленные вами команды обладают большими бюджетами, классными игроками и двумя составами. Если у нас в «Нефтехимике» обойма — 17 человек, то у них — 30. Да, стало сложнее, но и интереснее. Такая конкуренция позволяет нашим молодым ребятам прогрессировать и расти.
— Эти три команды вместе с «Торпедо» занимают сейчас первые четыре места в таблице первой лиги. Кто-то еще вмешается в борьбу за прямое попадание в РПЛ и участие в переходных матчах?
— Я думаю, некому больше вмешаться. Эти четыре команды будут бороться за прямой выход в РПЛ и за переходные матчи.
— При всей ограниченности бюджета «Нефтехимика» у вас бывали отрезки, когда команда оказывалась вблизи зоны переходных матчей, но потом случались серии без побед, и она откатывалась вниз. Вы допускаете вариант, что в обозримом будущем сможете прыгнуть выше головы и стабильно побороться за что-то серьезное в первой лиге?
— Смотрите, у нас бюджет в три раза меньше, чем у «Ротора» (Волгоград). Чтоб вы понимали. Для того, чтобы ставить определенные задачи, нужно определенное комплектование. Для этого нужны другие возможности. Поэтому пока у нас не будет значительного повышения бюджета, мечтать об РПЛ не приходится. Но в «Нефтехимике» все ребята амбициозные. Все хотят себя зарекомендовать и уйти в команду Премьер-лиги.
На этом мы строим возможный прогресс команды — привлекаем игроков молодых, голодных, которые хотят расти. Мы не заинтересованы в ветеранах, которые заканчивают с футболом, — у нас немножко другой путь. Один из способов у клуба заработать — это именно продажа игроков. Это одна из задач, которую перед нами ставят.
— Пока не видите возможности повторить то, что сделал «Факел» в 2022 году, когда вышел в РПЛ, хотя имел далеко не самый большой бюджет?
— Бюджета меньше, чем у нас, ни у кого нет в ФНЛ-1. У того же «Факела» в 2022-м бюджет был больше, чем у нас. И Воронеж тогда ставил задачу выйти в РПЛ и комплектовался под это дело. Поэтому лично для меня в их успехе ничего удивительного не было. Они провели классный сезон и действительно были одной из самых сильных команд у нас в лиге.
Будем ли мы пытаться повторить что-то подобное, надо спросить у руководителей нашего клуба. Если предположить и пофантазировать, что в какой-то сезон мы вдруг окажемся вблизи зоны выхода наверх, то деньги на усиление состава найдутся. И руководители решат те вопросы, которые пока не дают нам возможность бороться за самые высокие места.
— В последние недели много шума наделали высказывания губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о возможной коррупции в российском футболе, в частности в судействе. Сталкивались с чем-то подобным? Может быть, с ваших команд требовали денег за «правильное» судейство?
— Я вообще не могу эту тему комментировать. Потому что это не мои высказывания, а губернатора, который должен каким-то образом подкреплять свои слова. Ни меня, ни нашей команды это не касается. Поэтому не могу ответить на ваш вопрос вообще никак.
— В последние годы несколько раз проходила в СМИ информация, что вас приглашал на работу «Пари Нижний Новгород». Всё-таки был такой вариант?
— Да, предложение было. Но нужно взвешивать все «за» и «против». Были моменты, которые мне не понравились при переговорах. Поэтому я решил остаться в «Нефтехимике».
— При переговорах с нынешним спортивным директором «Пари НН» Александром Удальцовым и его замом Владимиром Рыковым?
— Нет, они пришли чуть позже. Это было до них.
— Как вам нынешнее «Динамо»?
— Нужно найти баланс между обороной и атакой. Тогда это будет очень мощная сильная команда, претендующая на первое место. Пока этого баланса я не вижу, поэтому вряд ли можно говорить, что «Динамо» будет бороться за чемпионство.
— Нет ощущения, что весной был упущен исторический шанс, когда «Динамо» было в одном очке от первого с 1976 года чемпионства? Не сильно ли надломит это клуб на ближайшие годы?
— Шанс, безусловно, был фантастический. Его нужно было использовать. К сожалению, не получилось. Но я знаю амбиции руководства клуба. И рано или поздно задача занять первое место решится — я в этом не сомневаюсь.
— Арсен Захарян долго не играет в Испании из-за травмы. На ваш взгляд, почему ему тяжело дается выступление в «Реал Сосьедад», хотя после трансфера прошло уже почти полтора сезона?
— Моя версия в том, что интенсивность в чемпионате Испании значительно выше, чем в чемпионате России. С учетом того, что там Арсену приходится для успеха прилагать больше усилий, чем в РПЛ, организм не всегда выдерживает. Отсюда и травмы. Они мешают Арсену раскрыть свой потенциал. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к местному уровню и интенсивности, чтобы его организм адаптировался. Тогда уменьшится количество травм, которые мешают раскрыться в полной мере.
— В российском чемпионате на уровне РПЛ и первой лиги можно повысить интенсивность? Или мы безнадежно отстали от Европы?
— Повысить интенсивность можно. Главное, чтобы при этом мастерство футболистов не страдало. Вопрос, насколько с повышением интенсивности мастерство игроков позволит эту интенсивность поддерживать. Если не позволит, то будет большее количество брака и больше потерь. Отстали ли мы от Европы? На этот вопрос можно будет ответить только тогда, когда вернемся в еврокубки.