О состоянии судоходной отрасли и актуальных вопросах лизинга водного транспорта в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал Андрей Доминов, начальник управления по работе с клиентами отраслей транспорта, торговли и пищевой промышленности Газпромбанк Лизинг.
Фото предоставлено пресс-службой АО «Газпромбанк Лизинг»
— Андрей, видит ли лизинговая компания перспективы для развития судоходной отрасли в России? Какие победы и вызовы перед ней стоят на ваш взгляд?
— Российский бизнес с 2022 года, оказавшись в новых внешнеэкономических условиях, начал перестраивать глобальные цепочки поставок и продолжает этот процесс сегодня. Много усилий направлено на развитие внутренних маршрутов и диверсификацию внешнеэкономических связей. Внутри страны активно модернизируются железнодорожные и речные перевозки, а также расширяются мощности портов на Дальнем Востоке и в Арктике. Международные грузопотоки все больше ориентируются на Китай, Индию и другие азиатские страны, что требует улучшения инфраструктуры и логистики в этих направлениях.
Вызовы в отрасли существуют, конечно, но надо понимать, что строительство судов — это небыстрый процесс. Также наблюдается дефицит кадров и естественный износ флота, что требует значительных инвестиций в его обновление.
— Как вы оцениваете состояние отечественного флота и какой бюджет требуется на его обновление?
— Износ пассажирского речного транспорта, по данным Росстата, составляет порядка 50%, грузового речного транспорта — 39%, морского пассажирского — 11%, морского грузового — 34%. Поэтому к 2035 году планируется построить 589 судов. Из них необходимы 161 балкер, 103 пассажирских и 72 рыболовецких судна, 55 контейнеровозов и 40 танкеров.
Эти суда необходимы в том числе российским экспортерам, их нужно начинать строить, но бюджет на такие проекты зачастую выходит за рамки окупаемости. По некоторым оценкам, на строительство указанного флота требуются инвестиции в размере 600–700 млрд рублей.
— Для перевозки каких грузов требуется флот?
— Основные грузы, перевозки которых идут по морю в 2024 году, — это энергоносители, т.е. нефть, газ и уголь, металлы, зерно, а также широкая номенклатура промышленных товаров. По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2024 года значительно выросли перевозки минеральных удобрений, рост показали перевозки зерна и контейнерные перевозки. Именно в этих сегментах мы видим значительный спрос и потенциал для развития судостроительного предложения.
Если говорить о новых векторах логистики, то устойчивый рост объемов перевозок сегодня отмечается в восточном направлении, в первую очередь за счет увеличения спроса со стороны Китая и Индии. Отмечу, что этот грузопоток не односторонний, импорт также растет, в основном за счет товаров народного потребления и промышленного оборудования из Азии.
— Как развивается Северный морской путь?
— Северный морской путь продолжает активно развиваться и является важной транспортной артерией страны. Благодаря арктическим маршрутам значительно сокращается время доставки грузов между Россией и Азией. В 2023 году по Северному морскому пути было перевезено 36,254 млн тонн грузов, что стало рекордом за все время эксплуатации маршрута. В 2024 году ожидается увеличение перевозок.
Развитие судоходства по Северному морскому пути требует обновления и строительства дорогостоящего флота ледового класса, ледоколов и модернизации портовой инфраструктуры.
— За счет каких финансовых инструментов можно будет профинансировать эти проекты?
— Финансирование судоходной отрасли, впрочем, как и всегда, осуществляется за счет различных инструментов: это государственные федеральные целевые программы, льготные кредиты, а также привлечение частных инвестиций. Одним из ключевых инструментов является лизинг, который в совокупности с программами господдержки создает доступные и комфортные условия финансирования для большинства судоходных компаний. Основной действующей мерой господдержки является постановление правительства № 383 по субсидированию лизинговых платежей. Дополнительно используются инструменты проектного финансирования, а также облигационные займы, особенно в рамках крупных инфраструктурных проектов.
— Как вы оцениваете объем лизинговых инвестиций в судоходную отрасль? Какая динамика наблюдается?
— С 2019 по 2021 годы средние объемы лизинга судов составляли порядка 100 млрд рублей в год, в 2022 году объемы существенно снизились и составили 47,5 млрд рублей. Однако в прошлом году судоходная отрасль начала восстанавливаться, и с учетом низкой базы 2022 года объемы лизинга судов выросли более чем в два раза — до 108 млрд рублей.
— В чем преимущество лизинга сегодня?
— Самое главное преимущество — это возможность обновить флот без крупных капитальных затрат, в т.ч. с нулевым авансом. Окупаемость некоторых торговых судов — несколько лет. Конечно, ставки чартера зависят от множества факторов. Если на данный момент по ряду направлений они снижаются (например, по направлению Азово-Черноморского бассейна), то в следующем году начнут расти, т. к. в отрасли присутствует цикличность. При этом обращаю внимание, что чартерные ставки по Северному морскому пути демонстрируют наибольшую стабильность (в последнее время случались просадки не более чем на 5%). По нашим оценкам, при средних чартерных ставках около $20 тыс. в сутки сухогруз с ледовым классом Arc4 и DWT около 12 тыс. тонн окупается в среднем за пять лет.
— Если говорить о государственных программах поддержки флота, то какие из них сейчас наиболее востребованы у судоходных компаний?
— В настоящее время лизингополучатель может воспользоваться субсидированием части понесенных затрат при оплате лизинговых платежей по договорам лизинга речных и морских судов, построенных на российских судостроительных заводах. Размер субсидии составит до 2/3 базового индикатора — ориентировочно 10,3% при бюджете программы на 2024 год в объеме 2,39 млрд рублей. На 2025–2026 годы запланирован бюджет в размере 3,11 млрд рублей ежегодно.
Также действуют налоговые льготы, в том числе по налогу на прибыль и имущество, для компаний, занимающихся арктическими перевозками и работающих на внутреннем водном транспорте. Отмечу, что государство активно поддерживает инвестиции в модернизацию флота и развитие Северного морского пути, что также создает дополнительные возможности для судоходных компаний.
$