Быть во главе такого предприятия, как Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», и сделать за свою жизнь более 200 самых передовых в техническом плане боевых атомных и дизель-электрических подводных лодок — для этого нужно быть неординарной личностью. Именно таким был Игорь Дмитриевич Спасский.
По уровню достижений и вклада в развитие отечественной науки этого человека можно сравнить с главным конструктором ракетной техники Сергеем Королевым. Только последний объединял усилия и волю множества людей для освоения космических просторов, а деятельность Спасского была направлена на овладение глубинами океана.
В этом направлении Игорь Дмитриевич и его предприятие осуществили великие вещи. «Рубин» — это научно-технический коллектив, который всегда смотрит вперед и решает задачи, которые приближают будущее. В частности, Спасский — это выдающийся ученый и организатор работ в сфере подводного кораблестроения и перспективного вооружения. Он внес существенный вклад в создание современного сильного подводного флота нашей страны.
Кроме того, в области науки Игорь Дмитриевич стал основателем целого спектра фундаментальных направлений. Они позволили создавать подводные суда и атомные энергетические установки для них с высоким уровнем эффективности и безопасности. Также его стараниями были разработаны многие новаторские технологии строительства подводных лодок и средств морского вооружения. Вместе с тем он был пионером в сфере роботизации, разрабатывая автоматизированные комплексы управления морской техникой.
Отдельно можно подчеркнуть заслуги Спасского в гражданском судостроении, где он также реализовывал прорывные мегапроекты. В частности, принимал активное участие в создании российского плавучего космодрома «Морской старт» и платформ для добычи нефти на сахалинском шельфе. Вместе с тем множество его идей еще ожидает своего воплощения. Например, разработанный им проект грузовых подводных судов.
Мое личное знакомство с Игорем Дмитриевичем состоялось в 1990 году. Это было во время расследования причин гибели в Норвежском море советской атомной подлодки «Комсомолец». Спасский был ее главным конструктором. Мы с «Рубином» провели шесть совместных экспедиций с 1989 по 1995 год.
В этой работе проявились высокого уровня организаторские качества Игоря Дмитриевича, поскольку, кроме технических проблем, многие вопросы, связанные с обеспечением радиационной безопасности, приходилось решать в сложной международной обстановке.
Стоит отметить и его уважительное отношение к профессионалам. Несмотря на то что у нас возникали противоречия, в итоге мы всё равно приходили к общему знаменателю. Спасский не давил, умел слушать и делать выводы.
Запомнился также момент, связанный с гибелью подводной лодки «Курск» в августе 2000 года. Мы как раз собирались идти на «Титаник», чтобы обследовать затонувший лайнер совместно с американскими партнерами. Игорь Дмитриевич позвонил и спрашивает, что делаем. А потом сказал: «Хватит ерундой заниматься! Нужно отечество спасать!»
В целом, оглядываясь назад, могу сказать, что был счастлив тем, что знаком со Спасским. Встречи с такими людьми многому учат — начинаешь иначе смотреть на вещи. Игорь Дмитриевич во многом определил мои взгляды на жизнь.
Разумеется, его дело должно быть продолжено. В течение всей своей профессиональной деятельности он формировал коллектив единомышленников, которые могут подхватить и развить его идеи.
В этом направлении, в частности, в августе было подписано соглашение между ЦКБ МТ «Рубин» и Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН, которое ориентировано на создание новой подводной техники для научных исследований глубин Мирового океана.
Автор — советский и российский ученый, исследователь Мирового океана, капитан глубоководного корабля «Мир-1»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора