Российские медики первыми в мировой клинической практике разрабатывают новый подход к лечению синдрома визуального снега. Это состояние, когда у человека перед глазами регулярно появляются «мушки» и другие зрительные помехи, а также возникает повышенная чувствительность к свету. Ученые предлагают лечить недуг с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, когда на кору головного мозга воздействуют короткими электромагнитными импульсами. Специалисты говорят о том, что предложенная методика выглядит интересной, однако необходимо дождаться результатов исследования.
В УКБ №3 Сеченовского университета впервые в мировой клинической практике проходит исследование эффективности транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС, метод, позволяющий стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов) в лечении пациентов с малоизученной патологией — синдромом визуального снега.
Синдром сопровождается постоянными и разнообразными зрительными симптомами: мерцанием «мушек» или «снега», возникновением «плавунов», остаточными зрительными образами, повышенной чувствительностью к свету и нарушением сумеречного зрения. Он может проявляться как самостоятельно, так и в рамках других заболеваний — например, при мигрени или шуме в ушах. В настоящий момент у ученых нет четкого понимания причин и механизмов развития этого явления и самое главное — эффективного медикаментозного метода лечения данного синдрома.
— Исследований на тему синдрома визуального снега очень мало, и в настоящий момент наше можно назвать самым большим в мире, — рассказал «Известиям», главный исследователь проекта по изучению синдрома визуального снега Евгений Соколов. — В рамках исследования мы применяем ритмическую ТМС для коррекции симптомов и используем клинические и нейрофизиологические методы оценки эффективности данного метода.
Транскраниальная магнитная стимуляция как метод уже доказала свою эффективность в неврологии, психиатрии и реабилитации, подчеркнули разработчики. И по логике исследователей попытка воздействовать магнитным полем на некоторые зоны головного мозга с тем, чтобы уменьшить функциональные зрительные расстройства, может быть обоснованной и при синдроме визуального снега.
— В мировой клинической практике были описаны единичные клинические случаи использования ТМС при терапии синдрома визуального снега и изменения зрительного восприятия при приеме галлюциногенных веществ, — продолжил Евгений Соколов, — но большое полноценное исследование никогда не проводилось.
В процессе набора пациентов исследователи столкнулись с проблемой их поиска. По причине плохой изученности синдрома визуального снега некоторые из пациентов живут с неустановленным диагнозом или под масками других заболеваний, рассказал один из руководителей исследования, заведующий отделением функциональной диагностики по нейрофизиологии УКБ № 3 Сеченовского университета Артем Пятков.
— Но даже если диагноз поставлен, эти пациенты часто теряются между разными специалистами, поскольку не находят эффективных методов лечения. Хотя в ряде случаев они сами нас находят, так как действительно нуждаются в помощи, — рассказал медик.
В рамках клинического исследования пациентам назначается курс из десяти процедур, которые проводятся ежедневно в одно и то же время суток. Пациенты, включенные в эксперимент, уже дают обратную связь — они довольны результатами терапии. При этом весь их предыдущий опыт лечения был крайне неудачным, подчеркнули врачи из Сеченовки.
Осенью команда неврологов, психиатров и клинических нейрофизиологов готова представить клиническое исследование. Его результатом должен стать первый в мировой клинической практике алгоритм эффективной транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга при синдроме визуального снега.
Исследуемый синдром — это форма зрительной галлюцинации, которая характеризуется восприятием небольших, двусторонних, одновременных, диффузных, мобильных (не статичных), асинхронных точек, как правило, во всем поле зрения в любых условиях, рассказала «Известиям» офтальмолог, врач клиники «Семейная» Эльвира Шихалиева.
— Распространенность синдрома по разным источникам составляет 2–5% в популяции вне зависимости от расы и национальности. Средний возраст пациентов составляет 25–30 лет. Превалирование по половому признаку обнаружено не было. Основное лечение назначает невролог или психиатр. Оценивать эффективность и перспективность предложенной методики целесообразно по окончании данного исследования, поскольку это идиопатическое заболевание, без четкого понимая причин и механизмов его развития, — рассказала медик.
Синдром визуального снега может быть как острым, когда, например, человек резко встал с постели после вирусного заболевания, а может быть хроническим, как следствие различных болезней или пожилого возраста, рассказал доцент кафедры неврологии и нейрохирургии КГМУ Рустем Гайфутдинов.
— Метод ТМС хорошо зарекомендовал себя для лечения различных состояний в неврологии, в частности при реабилитации после инсультов. Вероятно, стимулируя зоны, ответственные за зрение, можно вылечить и визуальный снег, — отметил эксперт.
Но однозначно оценить эффективность методики можно будет только после проведения всех стадий экспериментов.