В Анкару приехал глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов по приглашению его турецкого коллеги Хакана Фидана. Заявленная цель переговоров, помимо тех или иных аспектов, касающихся двусторонней повестки, — обсуждение деталей мирного процесса между Ереваном и Баку, сообщали турецкие СМИ со ссылкой на источники.
Примечательно, что речь пойдет о нормализации азербайджано-армянских и турецко-армянских отношений в контексте обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. Не секрет, что один процесс неразрывно связан с другим, поскольку Азербайджан и Турцию связывают особые отношения еще с 1990-х. Их глубину и суть выразил президент Азербайджана Гейдар Алиев в своем заявлении «Одна нация — два государства».
Действительно, в последние 20 лет Анкара, пожалуй, ни разу официально не договаривалась о чем либо с Ереваном, не заручившись поддержкой Баку. Вот и теперь турецкий МИД на всякий случай предупреждает всех наблюдателей: за процессом нормализации будут скоординированно следить и давать ему общие оценки азербайджанская и турецкая стороны. А значит, каких-либо сепаратных договоренностей у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с премьером Армении Николом Пашиняном не предвидится.
Хотя некоторые надежды на восстановление отношений между тремя сторонами есть. Еще в мае 2024-го премьер Армении Никол Пашинян заявлял, что к ноябрю, к моменту проведения климатического саммита ООН, возможно, трем заинтересованным игрокам удастся подписать всеобъемлющее мирное соглашение.
К тому же сравнительно недавно, в конце июля, спецпредставители Анкары и Еревана Сердар Кылыч и Рубен Рубинян провели пятые переговоры по нормализации отношений после двухлетнего перерыва на границе двух стран в Аликан-Маргара. Там коллеги затронули технические детали, решение которые необходимо для возобновления железнодорожного сообщения по линии Ахурик – Акьяка, прекращенного в 1993 году из-за солидаризации Анкары с Баку на фоне Первой карабахской войны.
Но, разумеется, железнодорожное и автосообщение между Турцией и Арменией будет возобновлено лишь в том случае, если тернистый путь переговорного процесса уже к ноябрю успешно завершится. Впрочем, гарантий этого нет.
С одной стороны, конструктивная позиция Азербайджана и его руководства в лице президента Ильхама Алиева дала шанс Армении уже в 2024-м проявить волю и готовность к ответственным политическим шагам. Речь идет о заявлении Баку относительно намерения на данном этапе отложить проблему и требования относительно открытия Зангезурского коридора через Армению — до лучших времен. По крайней мере, до тех пор, пока не будут решены основные задачи по нормализации отношений. К слову, турецкие медиа также отметили этот достойный жест со стороны Баку по отношению к Еревану.
С другой, до ноября у Армении, и прежде всего у премьера Пашиняна, который ведет свою страну серпантинным политическим путем, времени остается на всё про всё в обрез. Во-первых, одно из ключевых условий Азербайджана, а значит, автоматически и Турции на пути нормализации — удаление отсылок к Карабаху из конституции Армении. Никому не нужны территориальные претензии — мины замедленного действия. Пашинян и сам неоднократно заявлял, что отдает себе в этом отчет и намерен провести плебисцит по этому вопросу. Однако ранее анонсированные планы его партии провести референдум по принятию нового основного закона летом этого года так и остались на бумаге. Причем это далеко не единственная проблема.
Представители турецкого и азербайджанского политического и экспертного сообществ то и дело вынуждены напоминать армянской стороне очевидное. Третьи стороны не имеют права вмешиваться в процесс. Под ними в Анкаре и Баку четко и ясно подразумевают внерегиональных игроков коллективного Запада, которые то вооружают Ереван, то грозятся санкциями в адрес Баку, в то время как Россия и Иран рассматриваются как полноправные региональные участники процесса. Именно поэтому в 2020 году Эрдоган предлагал России, Турции и Ирану выступить с единых позиций в регионе в формате «3+3». Их визави должны были стать Грузия, Армения и Азербайджан, как три закавказские страны.
Соответственно, под коллективным Западом в Турции и Азербайджане имеют в виду Францию и США, которые в последнее время усилили темпы военно-технического и экономического сотрудничества с Ереваном. В частности, это касается переговоров Армении о строительстве новой АЭС с американцами в августе. В ближайшее время из республики в США отправится делегация для изучения возможностей распространенных в Америке реакторов модульного типа. Что же касается Парижа, то в октябре 2023-го минобороны Франции подписало с Ереваном соглашение о покупке французских вооружений, включая ПВО.
Выходит, что шансы Пашиняна договориться с соседями, Турцией и Азербайджаном, о «новой странице» во взаимоотношениях буквально тают на глазах. Ведь турецкий и азербайджанский лидеры Эрдоган и Алиев неоднократно одергивали Ереван за его попытку апеллировать к США, Франции и другим западным игрокам в поиске наименее болезненного исхода для Армении. Последнее наблюдается, даже несмотря на пассивную линию Вашингтона и Парижа в Минской группе ОБСЕ во время возобновления конфликта Армении и Азербайджана и в 2020-м, и в 2023-м.
Более того, не в восторге, судя по заявлениям и действиям, Турция и Азербайджан и от политики Пашиняна на восточном направлении. Широко известно, что с 2021 года Армения активно закупает у соперника Анкары и Баку — Индии, ракеты, артиллерийские установки, системы ПВО и многое другое. По данным индийского агентства IADN, в 2024–2025 Ереван купит у Нью-Дели вооружений на сумму $600 млн. Не говоря уже о желании Пашиняна усидеть на двух стульях и в торгово-экономической плоскости. В начале августа стало известно о планах Армении, Ирана и Индии запустить новый торговый маршрут Мумбаи – Чабахар – Мегри – Поти. Он позволил бы участникам почти на четверть сократить расходы на логистику. Хотя именно благодаря соглашению о свободной торговле ЕАЭС с Индией ВВП Армении увеличился на 0,63% (до $60 млн).
Таким образом, зачастую создается впечатление, что, договариваясь параллельно с Индией и с США и Францией, армянские власти пытаются нервировать Турцию и Азербайджан. Сознательно или нет, но на выходе получается, что Пашинян как бы сталкивает лбами представителей Глобального Юга и БРИКС между собой, с одной стороны, и с коллективным Западом — с другой. Особенно если учесть, что Азербайджан недавно изъявил желание войти в БРИКС.
Вместе с тем вне всякого сомнения у любого международно-политического лавирования есть свои пределы. Недавняя плодотворная встреча президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева со всей однозначностью задает новые стратегические контуры для региона и для властей Армении. Дело не только в том, что наши страны — участники развивающегося на глазах мегапроекта МТК «Север – Юг» и экономические партнеры. Москва по-прежнему остается посредником в армяно-азербайджанском урегулировании. Недаром по итогам переговоров лидеров глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов подчеркнул, что Россия, ее посреднические услуги всегда были и остаются актуальными для Баку. И нужно лишь добавить, что приоритеты в сфере региональной и международной безопасности у России, Турции, Азербайджана и других представителей мирового большинства остаются едиными.
Автор — директор Центра изучения новой Турции
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора