В самый разгар так называемых «горячих каникул» в медиа неожиданно появилась информация о фактическом сворачивании программы гражданского самолетостроения до 2030 года. Приглашенные для аудита аналитики из банков и нефтяного сектора отметили необходимость значительно сократить планы производства самолетов до 50–60 единиц в год.
Важно подчеркнуть, что эта позиция не объяснялась техническими трудностями выполнения ранее согласованных проектов. Аудиторы пытались фактически остановить развитие гражданской авиации в России, ссылаясь на некую «экономическую нецелесообразность», что напоминало прежние либеральные мантры.
В действительности, спрос на гражданские самолеты огромен и уже сейчас превышает предложение на внутренних и международных маршрутах. Прогнозы предполагают, что к 2030 году количество пассажиров в России возрастет более чем на 25%, достигнув 129 миллионов. Тем не менее, аудиторы, не имея ясного понимания авиационного сектора, указали на нецелесообразность строительства российских самолетов.
Премьер-министр Михаил Мишустин, в ходе стратегической сессии, посвященной подготовке национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», в центре которого находится производство гражданских самолетов, поставил четкую задачу: к 2030 году самолеты отечественного производства должны составить не менее 50% флота российских авиакомпаний.
Это подразумевает, что при удачном развитии ситуаций в начале наступающей пятилетки объем производства гражданских самолетов в 2028-2029 годах должен достигнуть 150-170 единиц. Учитывая современные сложности для производителей, он может приблизиться к 200 самолетам в год, что создаёт серьезные вызовы для соответствующих ведомств.
Таким образом, премьер-министр Мишустин решительно остановил попытки либерального лобби, аргументирующие «экономической нецелесообразностью», фактически отвергающие планы по развитию гражданского авиапрома.