Телефонные мошенники всё чаще пугают россиян уголовной ответственностью за финансирование запрещенных организаций и под этим предлогом вынуждают совершать финансовые манипуляции, которые заканчиваются хищением средств. «Известия» разобрались в этой схеме и выяснили у экспертов, что в действительности может ожидать за невольное финансирование террористов.
Финансовые неприятности у 30-летней москвички начались после того, как она неосмотрительно «впустила» мошенников на свою страничку на «Госуслугах». Ей позвонил неизвестный, назвался представителем оператора мобильной связи, попросил продиктовать код, который придет ей на сотовый. Якобы это нужно для подтверждения пролонгации обслуживания, на самом же деле это был ключ доступа в личный кабинет «Госуслуг». Позже москвичке начали приходить электронные письма и СМС о том, что ее данными завладели мошенники (что, собственно, было правдой) и пытались использовать ее счет для перевода средств лицам, финансировавших террористов в «Крокусе».
На следующем этапе девушке начали присылать поддельные постановления о возбуждении уголовного дела и сообщать якобы от имени спецслужб о грядущем обыске в рамках дела о финансировании терроризма.
Наконец мошенники заявили потерпевшей о необходимости выполнить «процедуру обновления основного счета». Якобы после ее завершения она будет чиста перед законом и о проблемах можно будет забыть. Также жулики убедили «задекларировать» и перевести на «безопасный счет» все имевшиеся наличные (чтобы во время обыска не изъяли силовики), продать автомобиль и внести вырученные средства через «банкомат со страховочным оборудованием» на «безопасный счет».
Светлая мысль рассказать о своих бедах хотя бы самым близким посетила девушку лишь после того, как мошенники потребовали заложить ее квартиру на Ленинском проспекте и перевести деньги на «безопасные счета» — именно тогда сожитель объяснил потерпевшей, что ее обманули. Общая сумма ущерба подсчитывается, но только потерянные сбережения и вырученные от продажи автомобиля средства превышают 2 млн рублей. Есть вероятность, что девушка взяла несколько кредитов дистанционно, так как она по указке мошенников установила приложения на другой телефон и предоставила им доступ к устройству.
— Все подобные схемы являются вариациями одного сценария — меняется только «подводка», призванная заинтересовать жертву, — говорит директор центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, ГК «Солар» Игорь Сергиенко. — Получив доступ к порталу госуслуг, злоумышленники могут оформить кредит или микрозаем на имя жертвы, а также воспользоваться государственными услугами от имени владельца аккаунта, например, получить сведения об имуществе.
Эксперт подчеркивает, что логины, пароли и другие персональные данные пользователей «Госуслуг» надежно защищаются в круглосуточном режиме, а сам портал не подвергался утечкам.
— Именно поэтому злоумышленники и пытаются влиять на пользователей, используя человеческий фактор как единственную возможность получить доступ к данным.
Самая главная рекомендация эксперта — не доверять телефонным звонкам.
— Нужно понимать, что звонящий человек — это просто голос в трубке. Пользователь ему ничем не обязан, и не предусмотрено никакой ответственности за невыполнение его действий. Нельзя торопиться, следует перепроверять информацию, ни в коем случае не диктовать никакие коды.
По его словам, если звонок поступил якобы от имени сотовой или иной компании, следует обратиться в эту компанию напрямую, если от имени «Госуслуг» — обратиться в МФЦ. А если от имени правоохранительных органов — нужно положить трубку и перезвонить по телефону 102. Также следует помнить, что Центробанк не работает с физическими лицами.
Сегодня значительная часть злоумышленников обманывает людей, не встречаясь с ними, — по телефону или онлайн, констатируют в Федеральной нотариальной палате.
— Телефонное мошенничество остается одним из самых распространенных способов обмана. Его схемы постоянно меняются, а новые легенды мошенники подстраивают под актуальную повестку. Чтобы не попасться на мошеннические схемы, важно мыслить критически и проверять все, что говорят по телефону. Стоп-словами чаще всего являются «сообщите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС».
В России действует довольно жесткое наказание за преступления террористической направленности, причем к ним относится не только прямое участие в группировках и терактах, но и финансовая помощь. Мошенники эффективно используют опасения граждан быть вовлеченными в такую деятельность в фишинговых атаках. В июле на похожую уловку клюнул доктор наук из Санкт-Петербурга, он отдал более 2 млн рублей сбережений и заемных средств. В мае педагог из Москвы под тем же предлогом отдала больше 14 млн рублей — личные сбережения и деньги, которые она одолжила у близких и знакомых.
После теракта в «Крокус Сити» силовики активизировали борьбу со структурами и гражданами, финансирующими террористические организации и их ячейки. Однако как работает правоохранительная машина в части, касающейся донатов на счета, фигурирующие в антитеррористических расследованиях, до конца не ясно. Один из главных вопросов — какие неприятности ждут человека, который направил деньги террористам по незнанию. Например, когда клиент оплачивает шаурму или стрижку, его просят отправить деньги переводом, а они уходят на счет, связанный с террористами. Напомним, несколько обвиняемых по делу о нападении на «Крокус Сити» были трудоустроены в сфере обслуживания.
В 2015 году Росфинмониторинг сообщал о том, что 3,5 тыс. россиян направляли деньги террористам. Часть из них делали это вслепую, так как были введены в заблуждение продавцами, партнерами и организаторами различных сборов, замаскированных под благотворительность.
— Затронутая тема мошенничества стала актуальной в последнее время, — рассказал «Известиям» заместитель председателя МКА «KP & Partners», адвокат Дмитрий Клинков. — Если брать граждан, которые, будучи обманутыми (либо оплачивали какие-то полученные услуги), совершили перевод денежных средств со своего счета на счета террористов (экстремистов) или лиц, которые финансируют последних, то максимум, что им может грозить,— это допрос в качестве свидетеля в следственных органах либо опрос оперативными сотрудниками. Кроме того, могут быть проведены обыски по месту жительства. Ситуация неприятная, но, скорее всего, пройти ее придется, поэтому при вызове на такие мероприятия лучше взять с собой адвоката.
Возможны и другие неприятные последствия, например временная блокировка банком счета гражданина.
— Нужно понимать, что состав преступления, предусмотренный ст. 205.1 УК РФ, предусматривает совершение финансирования терроризма именно с прямым умыслом, то есть умышленно, — подчеркивает Клинков.
Проверкой и оперативным сопровождением по такого рода материалам занимаются МВД и ФСБ. Расследованием данной категории уголовных дел могут заниматься как следственные органы ФСБ, так и Следственный комитет, уточнил адвокат Клинков.
— Сама оплата услуг и покупок путем перевода денежных средств со счета на счет незаконна — но только для продавца (получателя перевода), — уточняет собеседник «Известий». — Как правило, продавцы услуг таким образом уходят от уплаты налогов. К слову, и в данной ситуации переводящий денежные средства может стать участником какого-либо уголовного дела в статусе свидетеля.
По словам адвоката, управляющего партнера AVG Legal Алексея Гавришева, приобретать еду или услуги переводом на карту — слишком популярный способ оплаты, поэтому у плательщика могут возникнуть проблемы лишь при доказывании цели платежа.
Фото: lenino.rk.gov.ru— Что касается жизни поваров, парикмахеров и других работников сферы обслуживания за пределами мест работы — это их выбор, он не касается клиента. Потребитель не может каждого проверять на склонность к терроризму. Стало быть, наткнуться на преступника может каждый, и это не делает человека «инвестором» каких-то ячеек. Подобные ситуации я разбирал уже на собрании Ассоциации юристов России, где представители прокуратуры полностью поддержали это мнение.
Между тем, силовики, особенно в условиях СВО, призывают граждан к разборчивости при переводах. Например, Антитеррористическая комиссия Ленинского района Крыма на своем официальном сайте предупреждает: переводы неизвестным лицам могут быть преступлением.