В российских аптеках не возникло дефицита лекарств из-за отказа западных компаний работать с нами на фоне санкций, избежать такого сценария помогли своевременные меры российских ведомств и помощь дружественных стран, сообщил aif.ru международный эксперт в области биотехнологии и фармацевтики Сергей Вострухов.
«Система оценки эффективности и безопасности на стадии регистрации новых препаратов гарантирует, что все производственные площадки в нашей стране поставляют дистрибьюторам и в аптеки качественные лекарственные средства, — сказал Вострухов. — Дальше мы будем развиваться в этом направлении самостоятельно, разумеется, анализируя опыт коллег и современные практики — но не более того».
Россия готова возвращать себе имя и место одного из лидеров фармацевтики в мире, и в этом направлении также ведется большая работа, продолжил эксперт. В частности, для подавляющего большинства западных препаратов, даже самых высокотехнологичных, ушедших с нашего рынка, уже имеются или в самое ближайшее время появятся российские аналоги. На помощь российским компаниям пришли и китайские партнеры — существуют уникальные проекты по локализации технологий современных биотехнологических препаратов, разработанных китайскими заводами, на территории России: предполагать, что наша страна останется без поддержки своих стратегических партнеров, было по меньшей мере самонадеянно, считает он.
Вопреки прогнозам наших недружественных соседей жизнь и здоровье российских граждан как находились, так и находятся вне критических угроз, добавил Вострухов. Минздрав и Минпромторг за последние годы провели огромную работу по внедрению в фармпромышленность правил надлежащей производственной практики и по усилению контроля доступа на рынок лекарственных препаратов.
Что касается цен на аптечную продукцию, говорит собеседник, по данным из СМИ в первом квартале 2024 года они застыли. Связано это с тем, что первый шок, который испытали производители лекарственных средств после февраля 2022 года, прошел.
«Все более или менее ясно осознали, что процесс защиты государственных интересов, а также спасения жизни и здоровья людей, которые в нее вовлечены, это реальность текущего дня, а с учетом того, какое ожесточенное сопротивление нам оказывают наши бывшие западные друзья и партнеры, процесс займет какое-то время, — пояснил Вострухов. — Фармпредприятия завершили перенастройку логистических цепей и вернулись к регулярным поставкам сырья и материалов для производства. Прекратился истерический отток специалистов в соседние страны и даже уже начался обратный процесс возврата. Ситуация стабилизировалась, производство лекарств вернулось в нормальный режим, что привело к снижению дефектуры (нехватки лекарств в аптеках — прим. ред.) и исчезновению оснований для роста цен. Немалую роль в этом сыграло и государство, которое контролирует уровень цен на жизненно важные и незаменимые препараты, а также препятствует монополизации рынка и ценовым сговорам производителей».
В целом сейчас дефицита доступных лекарств на рынке нет, российские предприятия предлагают по несколько наименований препаратов одного и того же вида — выбор в аптеках достаточно широк, всегда можно обратиться к фармацевту-первостольнику за рекомендациями по подбору более дешевого аналога того или иного медикамента, пояснил Вострухов. Но эта ситуация позволяет нам сделать некоторые выводы о бывших западных партнерах.
«Мы в полной мере ощутили, насколько лживой и лицемерной по сути является западная политическая система: для них и фармацевтических компаний в частности вопросы жизни и здоровья людей находятся хорошо если на втором месте после выполнения грозных окриков правящих верхушек, — подытожил он. — Как вообще в современном мире оказалось, что дискриминация по любому признаку может стать причиной запрета поставок лекарственных препаратов? С началом СВО многие западные фармацевтические компании фактически отказали в праве на жизнь и здоровье некоторым гражданам РФ. С этого момента применение такими компаниями базового понятия этики — ложь и подмена понятий».
Кроме того, государство предполагает и дополнительные меры поддержки граждан. Например, если лекарство дорогостоящее, некоторые категории граждан могут получить его бесплатно.