В Алтайском крае в редакцию поступают десятки обращений от пчеловодов из разных районов региона. На пасеках - массовый мор.
Александр Прилуков и Виктор Проскурнов, представители от десятка пчеловодов Усть-Калманского района, утверждают - в этом году на десяти пасеках района погибли десятки пчелосемей. Сегодня погибших пчел пасечники привезли для исследования в Барнаул.
«У меня это уже третья потрава. Предыдущие две потравы я обращался в суд. Суды выиграл, но проблему вижу шире. У нас страдают не только пчелы, у нас страдают люди, у нас страдает биота. Мы живем в таком месте, у нас предгорье, флора, фауна, получается так, что все это гибнет. Пчелы, это просто индикатор», - заявляет Виктор Проскурнов, пчеловод из Усть-Калманского района.
Недавно 11 пасечников из Усть-Калманки выиграли суд по делу отравления пчел ядохимикатами при обработке посевов. Суд длился два года и завершился в пользу пчеловодов. Хозяйства района выплатят владельцам пасек девять миллионов рублей. После решения суда прошло всего два месяца, а спор между полеводами и пчеловодами, Усть-Калманского района, похоже, разгорается вновь. Возле ульев горы мертвых пчел. Между тем, в Управлении Россельхозхнадзора сегодня констатируют, жалобы получили уже из пяти районов края. Самое большое количество погибших пчелосемей в Солтонском районе.
«Ситуация только начинает накаляться, потому что это начало обработок, по большому счету, три недели идут обработки. Это связано с насекомыми, которые сейчас появляются в крае, в первую очередь, это мотылек луговой, который наносит большой вред», - объяснил Андрей Миронов, руководитель Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Пчеловоды утверждают, причина гибели пчел в бездумном использовании фермерами ядохимикатов. Часто это дешевые препараты длительного действия. Уберечь, спрятать пчел не получается, даже учитывая все меры предосторожности. Впрочем, уезжают подальше от места проведения обработок далеко не все пасечники. Многие делать это попросту отказываются.
У пчеловода Александра Прилукова из 66 пчелосемей сегодня погибло 60. Утверждает, что пасека стационарная. Ехать с ульями некуда.
«Пчелу никак не спрячешь. Если бы это была корова, ее привязал и все. В стойло убрал. Если мы пчелосемью закрываем, она автоматически в такую жару погибнет», - уточнил Александр Прилуков, пчеловод из Усть-Калманского района.
Есть и другая сторона медали, говорят в Россельхознадзоре, полеводы не всегда грамотно ведут свои дела. Обработку начинают экстренно, когда вредитель уже орудует в полях, дают неточные сроки начала и финала проведения обработки, что уже ошибка. Впрочем, положительные результаты все-таки есть. Если в позапрошлом году пчелы гибли в семнадцати районах края, сегодня пока только в пяти. Совет договариваться полюбовно здесь не единственный. В который раз встает вопрос о переходе на биопрепараты - безопасные для пчел и для людей.
Между тем. в Алтайской испытательной лаборатории сегодня начали очередное исследование. Во взятых с полей пробах почвы и зелени,ищут остатки пестицидов.