Российская парфюмерно-косметическая отрасль наращивает объемы производства и ищет новые направления сбыта, осваивая рынки других стран. Это стало возможно в том числе и благодаря поддержке государства, заявили участники сессии, посвященной национальным косметическим брендам на ПМЭФ-2024. Сейчас главной своей задачей они называют повышение уровня доверия к российским названиям у потребителя и настройку системы экспорта. О том, как парфюмерный бизнес живет и развивается в условиях санкций, — в материале «Известий».
Построение сильных бьюти-брендов, поддержка со стороны потребителя и экспорт отечественной продукции — основные вызовы российской косметической сферы, заявили представители отрасли и профильных ведомств на одной из сессий Петербургского экономического форума 5 июня. По их словам, сейчас этой сфере необходимы профильные специалисты и сырье.
— Если в прошлом году мы говорили про импортозамещение, наращивание производственного потенциала, то сейчас это построение сильных российских бьюти-брендов и развитие экспорта, — отметила модератор сессии, управляющий директор Expovisionrus, организатор InterCharm, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Анна Дычева-Смирнова.
По ее словам, за последнее время в России значительно выросли производственные мощности отечественной косметики. Ее объем занимает уже более 40% рынка.
Сейчас в косметической отрасли работает порядка 700 компаний, из них 30 — крупные и средние предприятия, указал замглавы Минпромторга Михаил Юрин. За последние два года прирост составил 200 фирм.
— С точки зрения объемов производства мы также приросли. С 2022 по 2023 год рост составил 16%, произвели 463,9 тыс. т продукции. При этом мы видим, что растет и потребление — по сравнению с прошлым годом рост на 19%, — отметил он.
При этом экспортная составляющая, по словам представителя ведомства, снижается. Это связано с введенными санкциями. Михаил Юрин подчеркнул, что Евросоюз полностью отказался от российской косметической продукции. Тем не менее такие страны как Казахстан, Белоруссия и Узбекистан, — лидеры экспорта из России.
— В прошлом году у нас появились и новые направления: Монголия и Туркменистан. Наиболее популярные для экспорта продукты: шампуни, туалетное мыло, дезодоранты и средства для ухода за волосами, — добавил спикер.
Сейчас, по его словам, фокус работы Минпромторга направлен на увеличение объемов производства, повышение уровня локализации действующих производств и уровня доверия потребителей к отечественной продукции, а также на наполнение отрасли кадрами.
— Мы два с половиной года живем под санкционным давлением, но мы уже не думаем о тех сложностях, мы скорее смотрим на нашу отрасль парфюмерно-косметическую, на те возможности, которые у нас возникли, — поделилась Анна Дычева-Смирнова.
Она отметила, что 70% россиян благосклонно относятся к отечественной косметике, а 50% делают осознанный выбор в сторону косметики, сделанной в России.
— Нашу косметику с удовольствием ждут и в Китае, и в странах ближнего зарубежья. У нас активно идет экспорт на Ближний Восток, активно развивается экспорт в Индию, в Китай. Понятно дело, что у нас еще не все вопросы решены внутри страны, то есть отечественным компаниям нужно поработать над созданием сильных брендов, которые будут у всех на слуху. Для нас самое главное, чтобы косметика с полок магазинов попадала к нашим дорогим женщинам в косметички, — заметила Анна Дычева-Смирнова.
Увеличились объемы производства духов и туалетной воды, средств для макияжа губ и глаз, ухода за кожей и волосами, рассказала в ходе сессии замдиректора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Дарья Шевякина.
— Для поддержки отрасли, например, начали работу по созданию магистерской программы по парфюмерии на базе кафедры химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов РХТУ. Хотим, чтобы подготовка была шире — кадры по отдушкам и пенно-мыльным средствам, — сказала она.
Большинство россиян, или 73%, положительно относятся к отечественным брендам косметики, подтвердила замруководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество) Юлия Михалева. Половина опрошенных отмечают, что указание на отечественное производство повышает желание приобрести товар в категории средств по уходу за собой и косметики.
— Аналитика показывает, что российский рынок косметики, парфюмерии и средств для ухода вырос более чем на 17% — до 950 млрд рублей. Рост покупок косметики офлайн составил +14%, а онлайн — +19%, — указала она.
Сейчас, по словам Юлии Михалевой, потребитель положительно воспринимает растущее присутствие российской косметики на рынке: более половины потребителей в качестве одной из важнейших характеристик называют натуральный состав. При этом 46% считают, что «зеленая косметика» экологически чистая, а 43% отождествляют ее с продукцией из натуральных ингредиентов. Среди молодых покупателей 75% готовы переплачивать за продукцию, если она отмечена как экологически чистая или производитель следует этим принципам.
Однако существует огромное количество маркировок с указанием на экологические свойства, при этом единые требования и четкие критерии отсутствуют, обратила внимание эксперт. Многие производители уловили эту тенденцию.
— Конечно, им хочется продать побольше. И, если это не закреплено законодательно, можно, если ты не совсем добросовестный, написать у себя на упаковке «зеленая», «экологически чистая» и что угодно еще, — обратила внимание Юлия Михалева.
Нужен национальный стандарт ГОСТ Р для натуральной и органической парфюмерно-косметической продукции, отметила она. По ее словам, 70% россиян поддерживают введение специальной маркировки.
Разночтения о том, что такое «зеленая», «экологичная» и «органическая» косметика, существуют и у самих производителей, подчеркнула Анна Дычева-Смирнова. Поэтому принятие национального стандарта — очень важная инициатива.
— Если внутри отрасли иногда возникают вопросы, то потребителю еще сложнее разобраться в этих аспектах, — подчеркнула она.
Выход на экспортные рынки небольшим компаниям зачастую кажется сложным, а крупных производителей интересуют больше покупатели внутри страны, обратил внимание вице-президент по развитию нефинансовых продуктов, региональной и зарубежной сети и партнерской политике Российского экспортного центра Роман Генкель.
Тем самым создается, по его словам, некий вакуум. При этом он назвал успешные примеры недавнего выхода российских компаний на рынки Китая, Турции, Казахстана.
Российский бизнес, по его словам, сумел переориентироваться в условиях санкций — практически 99% экспорта уже идет в дружественные страны.
— Хотя экспортеры сейчас смотрят не только на привычные рынки стран СНГ, но и на Китай, Индию, где наибольший рост потребления таких товаров. И наша продукция там воспринимается как качественная, — подчеркнул он.
Также он призвал не забывать про некие «изюминки», которые смогут заинтересовать жителей других стран. Так, по его словам, у китайских покупателей ажиотаж вызвали архангельские водоросли в составе косметики.
Однако если даже на внутреннем рынке производителям не удается заинтересовать своего покупателя, достучаться до него, то как при этом рискнуть пойти на экспорт, поинтересовалась у производителей Анна Дычева-Смирнова. Те в ответ признались, что рассматривают экспорт как инструмент маркетинга и на внутреннем рынке.
— Нам начинают верить, когда видят, что мы востребованы там. Так часто бывает, — отметила генеральный директор компании SHIK Наталья Шик.
Кроме маркетинга, экспорт становится и возможностью продвигать культуру страны, уверен учредитель, генеральный директор косметической компании «Гельтек» Сергей Кирш.
— Экспорт косметики — это трансляция русского культурного кода за границу. Россию знают в том числе из-за красивых женщин, а ведь косметика тоже составляющая этого, -— заявил он.
Хочется, чтобы российские производители развивались, выходили на новые рынки, продвигая туда и нашу культуру, резюмировал он.