Несмотря на решение Армении приостановить участие в мероприятиях ОДКБ, организация в полном объеме сохраняет свои обязательства перед Ереваном, заявил в интервью «Известиям» генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов. Если армянское руководство примет решение покинуть организацию, это будет суверенное право Армении, подчеркнул он. В своей работе ОДКБ учитывает возросшую активность НАТО в Закавказском регионе, однако Договор о коллективной безопасности предлагает мягкое союзничество, предполагающее уважение суверенитета стран-участниц и отсутствие жесткой блоковой дисциплины. Об основных угрозах ОДКБ, готовности войск и трениях в двусторонних отношениях между странами-участницами — в интервью Имангали Тасмагамбетова «Известиям».
— Армения фактически приостановила участие в ОДКБ, однако де-юре свой статус не изменила. Отразилось ли это как-то на обязательствах организации перед Арменией?
— Армения действительно ограничила свое участие в работе ОДКБ, однако основные механизмы взаимодействия функционируют, работа по повестке организации продолжается. Все обязательства ОДКБ в отношении Армении сохраняются в полном соответствии с уставными целями и принципами организации.
— Недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом фактически открыто заявил о стремлении Еревана к плотному сотрудничеству с альянсом. Ожидают ли в ОДКБ ситуации, при которой отношения с Арменией будут полностью разрушены? Как изменится баланс сил в регионе, если Ереван возьмет курс на конфронтацию с ОДКБ?
— Политика Запада в отношении евразийских интеграционных структур действительно сказывается и на организации, и отчасти на союзниках. Вместе с тем опыт ОДКБ — а 20 апреля мы отметили 30-летие вступления в силу Договора о коллективной безопасности — показывает высокую степень устойчивости организации и высокий адаптивный потенциал.
Здесь важно отметить, что государства-члены придерживаются во взаимодействии с внешними игроками политики многовекторности, что остается их суверенным правом. Соответственно, и выбор Еревана — оставаться в составе ОДКБ или покинуть организацию — также будет суверенным решением этого независимого государства. Другой вопрос, как нынешнее руководство Армении оценивает те угрозы и риски национальной безопасности, с которыми сталкивается страна.
Аналитики секретариата указывают, что баланс сил на Южном Кавказе в случае выхода Армении из ОДКБ может измениться, однако в этом случае сработают те факторы региональной безопасности, действие которых сейчас достаточно сложно спрогнозировать и просчитать. Рассуждая о вероятности конфронтации Армении с ОДКБ, надеюсь, не более чем гипотетической, нужно учитывать ресурсную базу и реальные возможности сторон, поэтому этот вопрос, пусть он в настоящий момент и не может быть отнесен к разряду крайне актуальных, требует анализа.
— НАТО в целом усиливает контакты со всеми странами Закавказского региона — с Арменией, Грузией и Азербайджаном. Насколько эта активность представляет опасность для ОДКБ? Как организация реагирует на подобные коммуникации партнеров с откровенно враждебным альянсом?
— Секретариат ОДКБ в своей работе учитывает эту активность Североатлантического альянса, анализирует и те сложные процессы, которые протекают в зоне ответственности НАТО, интересы и возможности ее основных участников. Вместе с тем мы уважаем внешнеполитические решения государств — членов ОДКБ, которые реализуют взаимодействие с НАТО, будучи в статусе суверенных и независимых государств.
Другой вопрос, что длительный период союзнических отношений в рамках ОДКБ и сотрудничество с НАТО в формате реализации их наиболее известных проектов позволяет властям этих стран сравнивать принципы принятия решений, последовательность политики безопасности, параметры реализации принятых решений, характер многосторонних отношений с точки зрения равноправия и взаимного учета интересов и прочее. Всё это позволяет сопоставить опыт и спрогнозировать, как могут развиваться отношения, в частности, с НАТО, и сделать соответствующие выводы.
В стремительно меняющемся мире суверенитет обретает дополнительную ценность и, на мой взгляд, становится одним из ключевых критериев эффективного союзничества. С этой точки зрения ОДКБ представляет собой объединение, где этот фактор учитывается в полной мере. То, что мы называем мягким союзничеством — имеется в виду прежде всего отсутствие так называемой жесткой блоковой дисциплины, — это сильная сторона нашей организации. И государства — члены ОДКБ, конечно, принимают это во внимание, выстраивая свою политику в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности.
— Какие угрозы безопасности странам ОДКБ существуют сегодня? Насколько блок готов к их отражению?
— К числу актуальных угроз безопасности странам ОДКБ мы относим терроризм, религиозный экстремизм, распространение наркосодержащих веществ, незаконную миграцию, наемничество, киберпреступность, распространение противоправного контента в интернете и другие. Каждой из упомянутых угроз ОДКБ уделяет повышенное внимание и на уровне анализа, и на уровне выработки практических мер по их нейтрализации, отработки этих мер на практике в ходе учений и тренировок.
В целом я могу оценить степень готовности к отражению угроз как высокую. При этом представляется, что дополнительных усилий со стороны организации требует выработка мер нейтрализации угроз гибридного характера. В настоящий момент мы активно занимаемся этим направлением.
— В СМИ периодически появляется информация о трениях между участниками, происходящих не по линии ОДКБ. Насколько сложности в двусторонних отношениях способны повлиять на устойчивость блока?
— Двусторонние отношения между государствами — членами ОДКБ не ограничиваются взаимодействием в сфере обеспечения региональной безопасности. Есть отношения в торгово-экономической, хозяйственной, гуманитарной, информационной и других сферах. Там могут возникать противоречия, и это нормально.
Процесс поиска взаимовыгодных решений может быть сопряжен с временным охлаждением в двусторонних отношениях и даже какими-то инцидентами. Однако военно-политическая безопасность в условиях нестабильности в Евразии обладает особой ценностью. Учет этого факта позволяет союзникам находить способы не проецировать противоречия в других сферах на отношения в рамках организации.
— ОДКБ регулярно проводит тренировки и учения. Как вы на сегодня оцениваете уровень подготовленности войск стран — участниц ОДКБ?
— ОДКБ традиционно уделяет повышенное внимание отработке практических мер и инструментов для эффективной борьбы с угрозами национальной безопасности, боевого слаживания, координации работы подразделений и контингентов. И я, и аналитики секретариата [ОДКБ] в целом высоко оцениваем уровень подготовленности войск государств — членов организации. Мы положительно характеризуем те усилия, которые предпринимает политическое руководство стран по поддержанию военного потенциала ОДКБ на необходимом уровне.
— Есть ли в планах ОДКБ включение новых членов?
— Организация Договора о коллективной безопасности открыта к взаимодействию с теми странами, которые разделяют наши принципы и цели и желают к ней присоединиться. На перспективы расширения ОДКБ влияют те сложные процессы, которые протекают в Евразии как макрорегионе.
С одной стороны, по мере нарастания нестабильности увеличивается и значение региональных систем безопасности. Однако, с другой стороны, возрастает роль региональных и субрегиональных процессов, которые могут тормозить развитие и расширение таких структур.
В любом случае ОДКБ за более чем 30-летний период своего существования доказала свою состоятельность, и это важный фактор для наших потенциальных союзников. Кроме того, организация плотно сотрудничает с такими авторитетными международными объединениями, как ООН, ШОС, СНГ, и другими. Это также подтверждает высокий уровень доверия национальных правительств нашей системе коллективной безопасности и ее высокий потенциал в деле сохранения мира и стабильности.