Заместитель председателя налогового Совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев сообщил, что в Государственную думу направлено заключение палаты к первому чтению проекта № 201629-8 о поправках в Налоговый кодекс. В эксклюзивном комментарии для ФБА «Экономика сегодня» он рассказал о сути данных поправок.
Фадеев пояснил, что осенью должны быть приняты все основные налоговые законы, которые призваны содействовать формированию бюджета и установлению отдельных параметров налоговой системы. Вместе с тем, по его словам, в палату поступают обращения отраслевого бизнеса, который просит провести дополнительный диалог бизнеса и власти по этим вопросам.
Так, указанным законопроектом предусматривается признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков. Сейчас доля безалкогольных напитков в потреблении сахара в России составляет 1,5% (55% потребляемого населением сахара составляют моносахариды).
Кроме того, отрасль в добровольном порядке осуществляет мероприятия по снижению содержания сахара в безалкогольных напитках, ведется активная работа с ассортиментом в части предложения потребителям широкой линейки напитков без сахара, а также дополнительные добровольные ограничения на маркетинг и рекламу в данной категории.
При этом важным фактором, оказывающим влияние на низкий уровень потребления безалкогольных напитков и структуру потребления сахара в целом, является более низкий уровень налогообложения белого сахара в сравнении с категориями готовой продукции, в том числе безалкогольными напитками, в состав которых входит добавленный сахар.
Так, ставка налога на добавленную стоимость для безалкогольных напитков составляет 20%, в то время как сахар облагается по ставке 10%, что повышает его доступность для населения.
Дмитрий Фадеев отметил, что на сегодняшний день в России существует несколько исследований, посвященных моделированию последствий введения акциза на сахаросодержащие напитки. Так, в рамках исследования НИУ ВШЭ был разработан детальный прогноз социально-экономических последствий данной меры. Потенциал акцизов на безалкогольные напитки с добавлением сахара в части пополнения бюджета достаточно ограничен (как правило, в пределах 1% общего объема поступлений).
Таким образом, по мнению палаты, экономических оснований рассчитывать на значительный рост бюджетных поступлений в результате введения акциза не усматривается. А эффект роста поступлений за счет акцизных сборов может быть нивелирован сокращением налоговой массы под влиянием множества факторов. Кроме того, согласно результатам моделирования, негативные эффекты для отрасли и экономики будут накапливаться во времени и в долгосрочной перспективе негативный экономический и налоговый эффект от предлагаемых мер станет мультипликативным. ТПП предлагает исключить из редакции законопроекта положения, в соответствии с которыми сахаросодержащие напитки признаются подакцизным товаром.
Еще один фискальный вопрос, который сейчас волнует предпринимательские круги, – это, по словам Дмитрия Фадеева, временное увеличение налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в отношении угля на период с 1 января по 31 марта 2023 года. Палата полагает, что увеличение нагрузки на угольный сектор создает новые риски для российских угольных компаний на фоне перспектив снижения экспортных цен. В ТПП РФ считают, что при рассмотрении данного вопроса нужно принимать во внимание прогноз по уровню добычи угля в 2023 году.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом, а в следующем году ситуация может ухудшиться на фоне ожидаемого снижения мировых цен на уголь. В настоящее время российский уголь реализуется на экспорт с существенным дисконтом. При этом себестоимость добычи в рублевом выражении существенно выросла из-за повышения стоимости логистики, а также цен на топливо.
Таким образом, подытожили в ТПП РФ, учитывая снижение цены на концентрат коксующегося угля в 2,3 раза с начала года, любое повышение налоговой ставки станет основанием для существенного увеличения налоговой нагрузки для угольных компаний.