Как работать в условиях экономической неопределенности и почему коучинг помогает эффективно делегировать задачи в бизнесе, в беседе с ФБА «Экономика сегодня» рассказал коуч и психолог Юрий Мурадян.
— Юрий, есть мнение, что начальник должен контролировать весь рабочий процесс вплоть до мельчайших задач. Насколько эффективен такой подход к бизнесу?
— До боли знакомая ситуация. Когда у меня появился свой салон красоты и коллектив, я выступал там в качестве всего и всех сразу: администратор, мойщик окон, счетовод. Все шло хорошо, бизнес расширялся. Но тут я столкнулся с проблемой. Мне начало казаться, что я все знаю лучше всех. Несмотря на то что у меня был замечательный коллектив профессионалов, управление бизнесом я держал в своих руках. Такой подход называют «быть ремесленником» или «доить корову».
То есть пока я дою корову — молоко льется, перестаю доить — молока нет. У меня сформировалось убеждение, что пока я физически на месте — деньги есть, я уезжаю — денег нет. Реальность подтверждала мои домыслы. Но у реальности есть такая хитрая черта — она всегда будет подтверждать домыслы, а домыслы будут подстраиваться под реальность.
Я выгорел очень сильно, у меня был внутренний раздрай: что делать дальше? Жить как жил я не хотел, а по-другому — не знал как. И именно коучинг изменил такой эгоистичный подход к бизнесу.
— Как именно?
— Однажды я столкнулся со своим педагогом по психологии. Она рассказала, что сейчас занимается новым подходом — коучингом, и порекомендовала мне попробовать этот метод на себе. Я попробовал. Цель была повысить доход. Знаете, сколько я заработал с первых своих сессий? 300 тысяч рублей! На тот момент это была нереальная для меня сумма. Мы просто разобрали мою ситуацию, я четко сфокусировался на главном и убрал «иллюзии».
Именно тогда мне понравился коучинг, и я решил сам им заняться. Я прошел курсы, учился у иностранных коллег. Изначально моя цель заключалась во внедрении коучинга в собственный бизнес. Тогда осознал очень важный для меня момент — я больше не прибегаю на работу, чтобы все контролировать и за всем следить. Несмотря на то что я не сидел круглые сутки в офисе — совершенно спокойно продолжали работать два моих салона красоты и, более того, общая выручка увеличилась в три раза.
Сегодня все мои администраторы и управляющие — коучи. Они не работают профессионально, но эффективно применяют эти навыки.
Через семь лет моей профессиональной деятельности я начал консультировать большие корпорации, мы преподаем в корпоративных университетах внутриорганизационный коучинг, поддерживаем очень большие IT-команды, не говоря уже о частном бизнесе.
— То есть сначала вы были бизнесменом, а потом стали коучем и начали применять принцип «коучингового мышления» в рамках своего бизнеса? Насколько сейчас востребован коучинг?
— Вы совершенно правы. Сначала был бизнес, а потом коучинг, и именно коучинг мне помог развиваться с весьма высокой долей эффективности. Насчет востребованности. Мировая статистика показывает, что коучинговые услуги растут на 20% в год. В российских и международных компаниях уже есть обязательный штат коучей или так называемых «руководителей талантов». Практически в каждой крупной компании есть наши студенты-коучи.
— Даже несмотря на нынешнюю ситуацию в мире, ведь многим сейчас не до коучинга?
— Обстановка в мире меняется стремительно, с этим сложно спорить. И только сам человек может стать для себя панацеей. Например, мне необходимо сохранить текущие показатели бизнеса в условиях неизвестности, мне необходимо создать сквозную аналитику, которая позволяла бы работать в текущих реалиях, и четко отвечать на вопрос, что мне делать завтра. Я не могу сесть и начать страдать. Это не выход.
В сложный для бизнеса момент я определил свою ключевую потребность — нужно максимально включить мыслительные возможности, активизировать творческие способности и сохранить, а лучше приумножить бизнес-показатели. Они активизируются только в ситуации, когда человек умеет входить в состояние безопасности. Если человек не умеет управлять стрессом, мозг начинает принимать неадекватные решения либо решения, которые он принимал ранее.
Наша задача в текущих условиях — принимать решения, которых не было ранее. Не может быть стандартных решений в условиях стресса, потому что не будет энергии для создания и генерации новых решений. Поэтому задача номер один — войти в состояние адекватной нормы, задача номер два — определить потребность, и задача номер три — активировать творческие способности: найти выход, создать план «б». Фокус внимания важно настраивать под потребности. Очень часто предприниматель идет вперед без осознания «зачем». А этот вопрос важен, так как мозг понимает, в какую сторону генерировать решения.
— Как решить задачи в условиях неопределенности?
— Нужно успокоиться. Сначала — холодный ум и расслабленное тело: массаж, баня, работа с коучем, медитации. Только после реального входа в баланс я начинаю думать о решении проблемы. В противном случае можно стать белкой в колесе, которая бежит, чтобы в конце пути умереть. Когда ко мне приходят клиенты со «срочными» вопросами, мы договариваемся искать не срочное, а наилучшее решение.
— Вы рассуждаете с точки зрения высокоэффективного менеджера, и очевидно, что вы готовы меняться постоянно. Успевает ли за вами команда?
— Такие ситуации не редкость. Предприниматель меняется и меняет психологические установки, но команда остается все еще в старой фазе. Возникает конфликт: команда вроде выполняет все классно, но руководитель чувствует себя плохо рядом с ними, будто бы люди говорят на разных языках.
Лучший выход — завести в команде коуча, который создаст тот самый мостик между мозгом предпринимателя и ключевыми потребностями команды. Мне кажется, мы все махровые эгоисты, пока в хорошем смысле не удовлетворим свое эго. Сложно говорить о высоких материях, пока нет понимания о высшей цели. Или хотя бы о том, чем тебе нравится заниматься.
Во время очередной волны коронавируса в салоне красоты заболела большая часть руководящего персонала, целый месяц наши ребята работали без администраторов, и мы не получили ни одного негативного отзыва. Это тоже показатель принципов «коучингового мышления», которое мы используем в работе. В нашей команде выстроены отношения не «должен-должен», а «хочу и могу». Мы всегда четко говорим о наших ценностях, человек должен подходить нам по ним. Если у него подходящий уровень ценностей, но уровень компетенций не подходит, мы даем возможность поучиться. Мы говорим открыто: «Слушай, мы собираемся уволить тебя через месяц. Ты очень крутой человек, но твои компетенции невысокие, мы тебе можем предложить обучение, и через месяц мы вернемся к диалогу».
После мы очень четко прописываем поведенческие характеристики. Не просто «ты у меня будешь усердным», а по каким именно критериям он должен вырасти. Потому что очень большая проблема руководителя состоит в том, что он дает расплывчатые характеристики желаемого.
— Как происходит этот процесс?
— Есть три четких этапа адаптации сотрудников. Первый этап — «неосознанное знание». Проблема дурака в том, что он не знает, что он дурак. Человек думает, что может все, но мы понимаем, что он некомпетентен и скорее создаст новые задачи, чем решит возложенные на него. Второй этап — «осознанная некомпетентность». Мы помогаем ему понять его слабые и сильные стороны. Когда я вижу, как некоторые руководители дают обратную связь подчиненным, мне хочется плакать, потому что это не обратная связь, это разговор «немого с глухим». На это уходит два-три месяца, и примерно через четыре месяца появляется третий этап — «осознанная компетентность».
К этому времени человек уже влился в коллектив, если он до этого времени не уволился. Увольнение обычно происходит в первые полгода, и не потому что он плох как сотрудник, а потому что система адаптации не настроена. На этом этапе он четко знает, что от него нужно, какие у него сильные стороны. Примерно через год он уже становится качественным кадром.
В Академии профессионального коучинга 5 PRISM, где я преподаю, есть четкий план, расписанный на год вперед. Мы замеряем абсолютно все качественные и количественные показатели. На вебинарах полностью представлена вся аналитика, начиная с того, сколько времени человек находится на сайте, в каких зонах сайта задерживает свое внимание, заканчивая тем, какие слова он использует в коммуникации с менеджером.
Коучи — профессионалы в работе с неизвестностью. Вот я прихожу к топ-менеджеру, который управляет миллиардными оборотами. Я ему буду говорить, как деньги зарабатывать? Нет, конечно. Коуч — это тот человек, задача которого активизировать мыслительные процессы и творческие способности клиента, найти нестандартные способы решения задачи, научить его удовлетворять свои потребности самым эффективным способом.