США в 2022 году станут лидерами на мировом рынке СПГ, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, но это не значит, что американские поставки потеснят российский газ в ЕС. Мировой рынок СПГ до 2026 года будет жить в условиях высокого спроса и дефицита предложения.
Информационное агентство Reuters сообщает, что резкий рост цен на газ в 2021 году открыл в США дорогу для новых СПГ-проектов.
Последним СПГ-проектом, получившим «зеленый свет» в США, стал завод в Луизиане, его экономическое содержание базируется на росте спроса в КНР и постепенном переходе американских электростанций с угля на газ.
Многие другие начинания США были остановлены из-за торговой войны Вашингтона и Пекина, начала «коронакризиса» и экологических ограничений, но рост цен и спроса в Северной Европе и Китае реанимировал эти проекты.
Снижение газового производства в Европе и возросшая зависимость от поставок газа в РФ также привели к росту мировых цен на СПГ и поставили перед мировыми компаниями задачу по строительству новых заводов по сжижению сырья в США и Азии.
Китай в середине 2019 года ввел 25% тариф на импорт американского СПГ, но в ноябре 2021 года китайские компании согласились покупать больше сырья в США на основе долгосрочных контрактов. Карлос Соле из компании Baker Botts считает, что соглашения данного типа приведут к реализации новых СПГ-проектов, стоимостью от 4 до 8,5 млрд долларов, и преодолению застоя в отрасли.
Год назад никто не был готов работать на основе долгосрочных контрактов, но после ценового ралли ситуация изменилась. Перспективы появились у заводов компаний Venture Global и Tellurian Inc в Луизиане и проекта Cheniere Energy Inc в Техасе.
Шариф Суки из Tellurian Inc отметил, что американские банки осознали необходимость инвестирования в СПГ-отрасль, поэтому у компании должны появиться средства для развития. Реализация проекта Tellurian Driftwood с экспортной мощью 11 млрд тонн СПГ в день может начаться уже в 2022 году, причем все финансовые вопросы будут обговорены в течение месяца.
Только три этих проекта увеличат на треть экспортный потенциал США и позволят им стать лидерами на рынке СПГ, опередив Катар и Австралию. Американские энергетические компании имеют большие планы по наращиванию газового экспорта.
«Американцы выйдут на первое место по объему производства СПГ благодаря вводу в строй новых мощностей в конце 2021 года и в начале 2022 года. В этом сомнений нет, причем их дальнейшие перспективы также оптимистичны», - заключает Белогорьев.
Австралия столкнулась с экологическими ограничениями и не планирует строительство новых СПГ-заводов, а Катар увеличит мощности в 2026-2027 годах – у данной страны объемы экспорта и производства в течение десяти лет стоят на месте.
«США на фоне конкурентов выглядят сильно и выйдут на первое место по производству СПГ, однако и у США есть планы по отдельным линиям, но в ближайшие три года это будет касаться только больших проектов», - констатирует Белогорьев.
Заводы, о которых пишет Reuters, являются работой на перспективу: на рынке СПГ ожидается затишье, предложение останется стабильным до 2026 года, когда в мире введут в строй большое количество проектов, включая российские.
«Инвестиционные решения, которые принимаются в США, касаются периода после 2026 года, а до этого на мировом рынке ожидается умеренный дефицит при ограниченном предложении сжиженного газа», - резюмирует Белогорьев.
Риторика представителей Госдепа и Белого дома по замещению российского газа на европейском рынке ни на чем не основана: США физически не смогут найти такие объемы СПГ, причем как у себя, так и в других странах.
«Вашингтонские чиновники отрабатывают свою зарплату, а на самом деле серьезных механизмов для переправки потоков СПГ в Европу нет. На рынке СПГ присутствует совершенная конкуренция и борьба всех против всех», - заключает Белогорьев.
Здесь все определяется ценой и условиям поставок, из-за этого Азия всегда выигрывает конкуренцию у европейских государств, которые не готовы платить больше и привыкли получать по газопроводу дешевый российский газ.
«В Азии цены выше, кроме того, в последние годы подорожал морской фрахт. Для Австралии и Катара это фактор в пользу снижения интереса к Европе, данные страны не стремятся работать с европейским рынком», - констатирует Белогорьев.
Если европейские импортеры поднимут закупочные цены, то так же поступят и их азиатские коллеги. В ЕС существует альтернатива СПГ-поставок, а в Азии ее просто нет, поэтому местные государства готовы переплачивать за сырье.
«Поставки СПГ является вопросом ценовой конкуренции, и я не вижу перспектив для политической договоренности, о которой говорят в США. Свободного газа на рынке мало и даже американский СПГ заточен на азиатский рынок», - резюмирует Белогорьев.