На гражданские рельсы
Российская космическая программа может получить новые пусковые системы на базе железнодорожных платформ. В новой разработке может быть использован опыт создания боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» с тяжелой баллистической ракетой массой 100 тонн. С помощью железнодорожных платформ можно будет запускать легкие и сверхлегкие ракеты. Задача поработать в этом направлении поставлена перед рядом организаций, в частности, перед инженерами и архитекторами НИИ стартовых комплексов имени В. П. Бармина. О том, когда появятся железнодорожные пусковые платформы и когда можно ожидать первого пуска ракеты, не сообщается.
Это не первая попытка возродить создание ракетных поездов в России. В 2013 году новый ядерный поезд «Баргузин» было поручено разрабатывать Московскому институту теплотехники (МИТ), но в 2017 году проект был закрыт из-за недостатка финансирования, его не включили в новую госпрограмму вооружения.
Какие ракеты планируют запускать?
Принцип действия платформы будет похож на принцип «Баргузина». Но это будет не скрытный поезд, а железнодорожная стартовая платформа, которая выезжает с ракетой из технического комплекса и в специально оборудованном тупике останавливается для перевода ракеты в вертикальное положение и пуска. Эксперты считают, что с железнодорожных платформ планируют запускать многоразовые сверхлегкие перспективные ракеты «Крыло-СВ». После выхода ракеты на заданную высоту происходит раскрытие крыла и включение реактивного двигателя, что позволит ступени самостоятельно вернуться «по самолетному принципу» на землю. Прототип ракеты будет создан в конце 2022 года.
Ступень рассчитана на десять циклов «старт — посадка», но в дальнейшем этот показатель планируется довести до двадцати пяти. При этом ракета будет способна вывести на орбиту до 600 кг полезной нагрузки. Испытания намечены на этот год, и будут проводиться на одном из военных аэродромов. В случае удачных испытаний, с железнодорожной пусковой платформой запустить ракету можно будет практически из любой точки страны и рассчитать наиболее удобное место ее приземления.
История ядерных поездов
Проект «Баргузин» является «наследником» железнодорожных комплексов «Молодец» с баллистической ракетой РТ-23 УТТХ (в классификации НАТО SS-24 Stilleto — «Скальпель»). Это вооружение стало ответом на планы США создать ракетный поезд, способный курсировать по территории Северной Америки и в нужное время и нужном месте производить запуск баллистических ракет. Правда, в конечном счете, в Пентагоне пришли к выводу, что проект для них неэффективен. В первую очередь потому, что сеть железных дорог в США недостаточно разветвленная, а значит, спрятать ракетный поезд будет непросто.
Но в Советском Союзе идея получила развитие, и считалось, что это вооружение является достаточно эффективным. Поезд со спрятанными в его вагоны ракетами вполне способен даже за 18–25 минут (которые требуются советской баллистической ракете, чтобы достичь территории США) серьезно удалиться от точки выпуска снарядов.
Специально созданные под этот проект межконтинентальные ракеты , которые можно спрятать в типовой железнодорожный состав, были способны доставить десять боеголовок полумегатонного класса. «Молодец» состоял из железнодорожных вагонов, которые имели не четыре, а восемь пар колес; вместо окон стояли имитаторы, защищенные изнутри броневым листом. Состав приводился в движение тремя локомотивами. Впрочем, спутники и другие средства разведки видели его, как обычный железнодорожный состав. Внутри все как и в обычных пассажирских поездах — купе для офицеров, плацкартные места для солдат; есть столовая, а также медпункт и помещения психологической разгрузки.
В период с 1987 по 1994 год в стране было развернуто три полка в Костромской, Пермской и Красноярской областях, вооруженных «Молодцами». В каждом полку было по три боевых состава с тремя ракетами РТ-23 УТТХ — что представляет собой практически полноценный полк Ракетных войск стратегического назначения. С момента вступления на боевое дежурство в 1985 году БЖРК покидали территорию баз всего 18 раз и прошли по стране всего 400 тыс. км.
Нужны или не нужны?
Комплексы были уничтожены по российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). До сих пор разнятся мнения, насколько было верным решение отказаться от атомных поездов. Некоторые даже называют этот шаг откровенным предательством. Однако факт остаётся фактом — опыт эксплуатации БЖРК выявил у них ряд критических недостатков. Главной проблемой «ядерных экспрессов» оказался их запредельный вес — составы с ракетами получились настолько тяжёлыми, что после всего лишь одного прохождения по маршруту железнодорожное полотно приходилоь ремонтировать. А старт ракеты весом в сотню тонн вообще приводил к его разрушению. Потому пуски можно было производить только с «усиленных» рельсов. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования строили специальные станции, куда поезду было необходимо прибыть в заданное время, привязаться к точке и только после этого производить пуски. Понятно, что пусковые площадки представляли собой хорошо охраняемые объекты с выделяющейся военной инфраструктурой, о месторасположении которых знали иностранные разведки. В итоге все эти ограничения практически сводили на нет миф о незаметности поездов.