Россия должна использовать международный опыт при взаимодействии с тоталитарными и деструктивными культами.
Россия должна использовать международный опыт при взаимодействии с тоталитарными и деструктивными культами. Об этом в интервью ФАН заявил культуролог Андрей Пархоменко.
Две скандально известные религиозные организации саентологов были признаны нежелательными в РФ: «Всемирный институт саентологических предприятий» и «Церковь духовной технологии» («Библиотека Л. Рона Хаббарда»). Однако, по словам культуролога, в истории работы саентологических организаций на территории Российской Федерации этому предшествовало большое количество судебных процессов, участниками которых были данные учреждения.
«Среди причин подобных разбирательств были: вопрос о признании саентологии в статусе религии на территории РФ, проблемы с уплатой налогов, обвинения в оказании образовательных и медицинских услуг без наличия соответствующих лицензий, а также незаконный сбор данных о гражданах, ведение незаконной предпринимательской деятельности и обвинения в экстремистской деятельности», — напомнил эксперт.
Он добавил, что вне контекста о запрете ряда других религиозных организаций на территории РФ случай с саентологами выглядит как логичный итог всех их предшествующих конфликтов с органами власти Российской Федерации.
«Но хотелось бы более детально посмотреть, насколько реально и потенциально опасными выглядели действия организаций, несущих данное учение, — заявил собеседник ФАН. — А также понять, в чем суть самого этого учения и не несет ли оно каких-то скрытых угроз внутри себя».
Пархоменко подчеркнул: на самом деле саентологических текстов и материалов чрезвычайно много.
«Также у них есть строгая внутренняя иерархия и уровни допуска, — подметил культуролог. — Но если рассматривать структуру учения в целом, без углубления в детали, то у нас выстраивается картина, в рамках которой есть серия наукообразных теорий, на базе которых разработаны определенные практики и упражнения, в том числе и с некоторым подобием психоаналитики. Поверх этого добавляются метафизические концепции о бессмертии души и реинкарнации, позаимствованные из широких религиозных течений, и вместе с этой метафизикой расширяется спектр упражнений, где саентологи начинают работать как с гипотетическими, так и с психическими следами из прошлых воплощений».
В довершении, продолжил эксперт, в саентологии есть свой религиозный миф, повествующий не только о том, как человечество пришло к текущему его состоянию и какие события этому предшествовали, но и о том, что должно ждать его дальше.
«Мифологическая часть интересна в том числе тем, что она выстроена в стиле космических историй об инопланетных обитателях, инопланетной диктатуре и похожа на популярные в США в те же 50-е годы научно-фантастические рассказы», — заметил собеседник ФАН.
Также он на всякий случай напомнил, что до создания своего учения Рон Хаббард был писателем-фантастом.
«Начнем с практик, сделанных наподобие психоаналитики, — сказал Пархоменко. — Я думаю, что тут Хаббард со своими идеями в какой-то мере стал "продуктом своего времени". Это выражалось и в том, как он яростно критиковал тогда институт психиатрии и противопоставлял ему созданные им практики. Официальная психиатрия середины прошлого столетия (период, когда Хаббард начал издавать труды своего учения) была малогуманна. Стоит упомянуть хотя бы применение в США тех времен таких методов, как лоботомия, считавшихся тогда все еще нормой. Естественно, я не заявляю, что при серьезных психических расстройствах методика Хаббарда могла быть эффективной, но и официальная психиатрия того периода обоснованно заслуживала критики».
Впрочем, отметил культуролог, современные саентологи не перестают критиковать психиатрию и в наши дни.
«В целом "Дианетика" (именно так называлось первичная психологическая методика Хаббарда) была в некотором роде его интерпретацией психоанализа, который в те же годы был признан вместе с ней. К слову, если смотреть судьбу этих двух учений с 1950 года, то становится даже несколько забавно, что одно переросло в религиозно-мистический культ, а другое — в массовое социально-светское явление», — подчеркнул эксперт.
Также он выделил первый опасный момент в саентологии, частью которой является дианетика.
«Как и в психоанализе, при дианетике проблемы ищутся в человеческом прошлом, историей которого во время практики приходится делиться максимально откровенно. Но если психоаналитики хотя бы связаны определенными этическими кодексами и репутационными рисками (что также не может полностью гарантировать безопасность информации личного характера), то саентологи уже неоднократно были пойманы на ведении записей рассказов о прошлом своих клиентов и членов культа», — заявил собеседник ФАН.
Он напомнил, как в Санкт-Петербурге 22 февраля 2008 года сотрудниками УВД и прокуратуры были изъяты записи исповедей прихожан саентологической организации. По его словам, скандалы со сбором компромата на своих членов случались с саентологами и в других странах.
«Есть в их учении и другие опасные и сомнительные в этическом плане аспекты. Скажем, как я понял, изучая материалы, они исповедуют свои практики как единственный путь к "спасению". А альтернативой является "вечное умирание", то есть судьба, которая хуже простой смерти и забвения. (Об этом, в частности, сообщает писатель и бывший саентолог Марк Хедли в документальном фильме BBC "Мой саентологический фильм".) При этом единственный путь к "спасению" — это по факту платные курсы с довольно высокими расценками», — заявил Пархоменко.
Он отметил, что тут прослеживается очевидная манипуляция, которая встречается далеко не только в саентологии, но применяется довольно часто, в том числе в религиозно-мистических учениях.
«И тут есть тонкая грань между свободой распространения своих религиозных убеждений и заведомой манипуляцией с целью наживы, — подчеркнул культуролог. — В любом случае, XXI век — это время существования различных точек зрения, и в религиозно-мистической сфере, которую нельзя исследовать экспериментально, категорические заявления о единственной верной истине в любом случае сталкиваются с вопросом их этичности. Ну а наличие здесь явного коммерческого интереса должно вызывать двойную дозу рационального скептицизма к подобным заявлениям. Напомню на всякий случай еще раз о судебных процессах в отношении саентологов по неуплате налогов и ведению незарегистрированной коммерческой деятельности на территории РФ».
Эксперт выразил надежду на институт международной репутации, который, учитывая бэкграунд саентологов, должен их «похоронить».
«Это очень спорная организация (а вернее, целый набор организаций), фигурировавшая во множестве сомнительных историй. Они отдельно прославились преследованием и травлей своих бывших членов, ушедших из их сообществ (есть яркий пример Марти Рэтбана, пострадавшего в аэропорту Лос-Анджелеса), а также попытками давления на журналистов, нелицеприятно освещающих их деятельность», — высказал свою точку зрения собеседник ФАН.
По его словам, у саентологов прослеживалось множество черт тоталитарного и деструктивного культа.
«В том числе были истории с применением насилия и побоев. Речь прежде всего о США и тех странах, где саентология распространена, а не о России, но, возможно, мы должны опираться на иностранный опыт при взаимодействии с теми или иными организациями, чтобы делать выводы по чужим ошибкам», — резюмировал Пархоменко.
Ранее культуролог призвал контролировать содержание шоу на телевидении во избежание колумбайнов.