Япония готовила против России биологическое оружие и даже начала испытания на людях — ФСБ рассекретила уникальные архивы о Второй мировой войне. Среди документов также материалы из личного фонда Сталина, которые с новой стороны раскрывают личность вождя и опровергают многие мифы о нем.
Почему было так много слухов, что у Сталина есть двойники? И были ли они на самом деле? Корреспондент МИЦ «Известия» Дмитрий Зименкин все выяснил.
В руках историка Андрея Сорокина уникальные телеграммы. СССР и Япония обменялись ими сразу же после подписания пакта о ненападении в апреле 1941-го. Если бы тогда японцы, так лояльные к Гитлеру, ввязались бы войну, растянув советские вооруженные силы на два фронта, мировая история могла бы пойти совсем по иному пути. Но, к счастью, этого не случилось и вот идет обмен любезностями.
«Весьма признателен вам за выраженные вами чувства и стремления развивать в дальнейшем отношения между нашими странами на основе взаимного доверия и дружбы. Иосиф Сталин», — зачитывает текст научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
А в это время коварный император Хирохито вовсю планирует бактериологическую войну против СССР и испытывает биологическое оружие на людях. Но это тема будущих отдельных выставок. А в тех документах, представленных на портале Президентской библиотеки, особое внимание приковывают архивы из личного фонда Сталина.
Вот еще один исторический документ. Это записка в Политбюро о назначении Жукова, будущего маршала Победы, начальником Генштаба. Здесь есть очень интересный момент. Это подпись Сталина. Она часто разная. Где-то он пишет три буквы, где-то две, а где-то фамилия полностью. Но это не значит, что у Сталина были двойники. Дело в усталости, спешке или просто статусе документов. То есть в разных ситуациях вождь действительно расписывался по-разному.
Еще один популярный миф о Сталине развеивает этот невзрачный, но полный неоспоримых фактов журнал визитов. Принято считать, что вождь впал в прострацию в первый же день войны и отключился от внешнего мира.
«Это не так. Мы можем легко убедиться, посмотрев вот этот журнал регистрации посетителей. Сталин принимает всех основных руководителей», — объясняет научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
Записки, протоколы разведки, распоряжения, которые отражают всю палитру эмоций и холодного расчета советского руководства, удачных решений и ошибок генералов. 3,5 тысячи документов с начала Второй мировой войны до начала Великой Отечественной теперь сможет увидеть любой желающий.
«Мы впервые сводим воедино весь массив документов. И они все будут в оцифрованном виде, и они все будут доступны и исследователям, и тем, кто интересуется. Это кино- и фотохроника, фотодокументы. Это максимально комплексное представление этого исторического периода», — говорит директор Российского государственного архива социально-политической истории Петр Скороспелов.
А уникальные документы следующего исторического периода, обещает руководство Госархива, не за горами. Этот этап уже будет связан с первыми годами войны: от вторжения гитлеровцев до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.