Вот какие заявления прозвучали от заместителя государственного секретаря США Виктории Нуланд на заседании «Политика США в отношении Турции», организованном Сенатским комитетом по международным отношениям.
В частности, она заявила, что безопасность аэропорта Кабула «жизненно важна» для сильного дипломатического присутствия США в Афганистане.
Упомянула она также о том, что Вашингтон и Анкара тесно сотрудничают по региональным вопросам, таким как Украина и Ливия (упоминание Украины, в этом смысле, должно вызывать особенный интерес у российской публики – прим.).
Виктория Нуланд указала, что Турция «защищает 4 миллиона сирийцев», особенно на севере Сирии, от атак режима Башара Асада, которые могут привести к новому кризису беженцев.
Указав, что Турция заинтересована в сохранении своих сил в аэропорту Кабула, на фоне того, как военные миссии США и НАТО в Афганистане подходят к концу, Виктория Нуланд заявила, что они, как Администрация США, чрезвычайно довольны этим.
Цитируем заместителя государственного секретаря США: «Этот вклад жизненно важен для того, чтобы мы, наши союзники и партнеры могли сохранить сильное дипломатическое присутствие в Кабуле после вывода наших войск». При этом Виктория Нуланд подчеркнула, что Турция имеет уникальные и особые отношения как с афганским народом, так и с другими игроками в регионе.
Из этого Виктория Нуланд сделала вывод о том, что, в долгосрочной перспективе, Турция может быть «более устойчивым партнёром».
При этом, Виктория Нуланд подчеркнула, что, несмотря на нерешенные проблемы в отношениях между США и Турцией, особенно в том, что касается проблемы с закупкой Турцией российских систем С-400, Турция внесла значительный вклад в миссии НАТО по всему миру, и что технические группы с обеих сторон работают над финализацией договоренностей по обеспечению безопасности Кабульского аэропорта.
Теперь, собственно, выводы:
1. Невзирая на проблемы, США и Турция продолжают взаимодействие по региональной повестке.
2. США, сохраняя свою поддержку сирийским курдским Силам народной самообороны, разделяют и подход Турции по отношению к режиму Асада.
3. Турция настойчиво добивается получения статуса «устойчивого партнёра», то есть, партнера-представителя США в регионе своего присутствия, включая Ближний Восток, Северную Африку, Черноморский регион и Кавказ. В этом смысле, действия Турции на Украине не должны прочитываться отдельно от контекста турецко-американских отношений.
4. Действия Турции по укреплению своего военно-политического присутствия в регионе и в мире не могут прочитываться отдельно ни от участия Турции в Североатлантическом альянсе, ни от политики НАТО.