В Ленинградской области в преддверии годовщины Победы поисковики обнаружили массовое захоронение советских солдат. Многие останки сохранились лишь частично — черепа и кости раздробили фашистские танки. Территория сплошь усыпана осколками немецких снарядов. Андрей Захаров побывал на раскопках и увидел, как возвращают имена павшим героям.
«Ребра… Вот видите рука. Вот здесь тоже нога… Вповалку лежат они».
Прежде чем поднять эти смешанные с землей останки, поисковики словно археологи изучают каждый сантиметр захоронения.
«Я боюсь если не десятый, даже может быть двадцатый именно в этом месте».
За неделю работы на этом пятачке они уже сбились со счету. За первым найденным солдатом обнаружили еще одного, и еще…
«Часть как бы отломилась… Не мы ее сломали… Это говорит о том, что здесь еще у бойца был хрящ, то есть он совсем молодой. 18-20 лет!»
Павшие в этом лесу были чуть старше нынешних мальчишек-поисковиков. Вслед за взрослыми они вручную раскладывают останки на землю, пропитанную солдатской кровью.
О том, какой ценой дался прорыв блокадного кольца зимой 1943-го, говорят и осколки немецких снарядов. Блиндажи ими буквально усыпаны.
«На выходе из блиндажа подняли семь бойцов. Вероятно, блиндаж взорвался их выбросило — все в одном месте», — рассказывает командира поискового отряда Валерий Морозов
В узком коридоре между Невским пятачком и Синявинскими высотами плотность артиллерии была до 200 стволов на километр, причем большинство орудий — на прямой наводке.
Погибших очень за редким исключением хоронили, а точнее стаскивали в ближайшие от дорог воронки и траншеи. К примеру очередного советского бойца поисковики обнаружили присыпанного землей толщиной всего в какие-то 30 сантиметров. Арсенал и амуницию передадут в музеи, а вот останки и личные вещи пройдут «последний строй» — торжественный ритуал захоронения героев.
«Вот черепа раздавленные кости они как в ленту все равно раздавлены тоже скорее всего „сорокапятка“ вела огонь на прямую и по ним просто прошлись танки их просто закатали в землю!» — говорит командир поискового отряда Ольга Стружанова.
Чтобы в последнем строю осталось как можно меньше неизвестных бойцов, поисковики промывают каждый ремешок, расчищают каждый фрагмент металла
«Делали надписи — свое ФИО. Зачастую помогает».
Одному из 104-х поднятых красноармейцев уже удалось вернуть имя, благодаря смертному медальону из карболита и записке.
«Гвоздь забитый в череп и согнутый я не знаю для чего и еще раз повторяет вот эту же запись „в случае смерти кому сообщать“ вот для чего он этот череп нарисовал наверное, что смерти не боится».
От бесстрашного артиллериста остались бритва, зеркало, карандаш и несколько монет. Но этого хватило, чтобы установить — 30-летний Николай Трайгель погиб, освобождая Ленинград. Об этом поисковики сообщили родственникам героя, считавшим прадеда пропавшим без вести.
«Да Вы не переживайте теперь он будет дома. Вместе с Вами».
Внуки и правнуки хотят захоронить деда в селе Большой Мартын Воронежской области. И сожалеют лишь об одном, что сын Николая Кондратьевича не дожил до возвращения отца-фронтовика на малую Родину.