Директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге заявил, что с пандемией COVID-19 мир справится в начале 2022 года. Но это не значит, что уйдёт и сам вирус, уточнил он.
Однако многие специалисты к прогнозу ВОЗ относятся скептически. Некоторые и вовсе откровенно заявляют, что организация за время пандемии растеряла свой авторитет. Достаточно, например, вспомнить эпизод, когда учёные из многих стран усомнились в одной из главных рекомендаций ВОЗ – в эффективности соблюдения социальной дистанции.
Так, летом прошлого года 240 учёных из 32 стран мира настаивали, что организация должна зафиксировать: коронавирус способен передаваться по воздуху далеко за пределами социальной дистанции.
Кроме того, вирус коварнее, чем представляют себе в ВОЗ, уверены исследователи. Он не только разлетается с чихом и при общении, но и "зависает" как мельчайшая частица воздуха в помещении. Отсюда и малоэффективная борьба с инфекцией – ведь в этом деле государства используют рекомендации Всемирной организации здравоохранения... Последняя отреагировала на аргументы учёных так: "По этому вопросу идут серьёзные споры".
Депутат Госдумы Геннадий Онищенко отметил, что переоценивать ВОЗ не стоит. Хотя бы потому, что у каждой страны свои подходы в борьбе с вирусом и свой путь.
Например, Китай показывает, что там пандемия и не начиналась – около 89 тысяч больных за год и три месяца.
Это особенность китайской политической системы. Там, как говорится, она жёсткая, и, если надо, любого заставят делать то, что нужно делать. И все вот эти разглагольствования о правах человека, свободе личности – они там… ну, как бы поставлены на десятое место. Поскольку права правами, а здоровье людей главное, – объяснил эксперт.
При этом очевиден провал в европейских странах и в США. Что касается России, нам необходимо сделать устойчивым "масштабированное производство вакцин", отметил специалист.
"Как у стран, которые их производят для собственных нужд, так и для обеспечения тех стран, у которых вакцины нет", - уточнил депутат Госдумы.
Учитывая нынешнюю ситуацию, в окончание пандемии в начале следующего года верится с трудом. По словам специалиста, пока нет того объёма производимых вакцин, который мог бы обеспечить препаратами весь мир.
Пока Европа, и та не может, друг у друга воруют партии вакцин. Как мелкие жулики,
– отметил Геннадий Онищенко.
Врач-педиатр, вакцинолог Евгений Тимаков согласился с прогнозом ВОЗ об окончании пандемии, но сделал ряд уточнений.
"Для того, чтобы говорить о конце пандемии, надо сначала понять, что мы имеем в виду под концом пандемии. Конец пандемии – это по факту, когда вирус ушёл на нет и он больше не циркулирует по популяции и не вызывает массовых вспышек заболевания. Но коронавирусная инфекция вряд ли уйдёт от нас", – считает специалист.
По его словам, инфекция, с большой вероятностью, станет сезонной и будет вызывать осенью и весной определённый подъём заболеваемости.
"Поэтому говорить о конце масштабном я бы не стал. А вот вопрос конца пандемии как контролируемой пандемии, то есть, когда уже контроль происходит над ситуацией, я очень надеюсь, что будет прояснён уже в середине этого лета. И поэтому, наверное, точкой отсчёта конца пандемии нужно считать тот момент, когда ситуация становится контролируемой", – уточнил Евгений Тимаков.
Эксперт также заметил, что ВОЗ очень много даёт рекомендаций, а потом от них отказывается.
То ВОЗ говорил, что нужны маски, то ВОЗ говорил, что не нужны маски, потом опять нужны маски. То есть определённости, в принципе, здесь по многим вопросам со стороны ВОЗ нет,
– напомнил Евгений Тимаков.
Так, 29 января ВОЗ выпустила первые рекомендации по ношению масок в целях профилактики новой инфекции. И там посоветовали лицам без респираторных симптомов не носить маски. Затем последние рекомендовали носить "в качестве эффективной защиты от вируса" и здоровым людям. Позже, когда наблюдалась острая нехватка изделий, маски опять-таки рекомендовали носить только при симптомах простуды. И далее по кругу.
Кроме того, была достаточно "горячая" ситуация с парацетамолом и ибупрофеном – жаропонижающими, которые по всему миру скупали в аптеках. Но тогда в ВОЗ заявили, что предпочтительнее парацетамол. Дескать, к ибупрофену много вопросов. Но через какое-то время, когда дешёвый парацетамол оказался в том же дефиците, как и маски с антисептиками, ВОЗ внезапно реабилитировала ибупрофен.
Президент Общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский напомнил, что нельзя забывать и про ПЦР-тесты, которые имеют достаточно серьёзные ложноположительные результаты.
"А значит, можно было вообще только по ним, по ложноположительным, пандемию уже устраивать. Ну просто потому, что они есть всегда", – считает эксперт.
Кроме того, все ожидают прививок, отметил он. То есть, делая прогнозы, те же специалисты ВОЗ полагаются и на вакцинацию. А тут тоже много вопросов, например, связанных с американской вакциной Pfizer. Он также отметил, что изумление вызывает само объявление пандемии.
Как известно, 30 января после долгих обсуждений комитет по чрезвычайным ситуациям ВОЗ признал ковид заболеванием международного значения.
Но таких ситуаций бывает раз в три года примерно. То есть при вирусе Зика такая ситуация была, лихорадке Эбола, свином гриппе. Всё это нам хорошо известно. Ну, и как бы что? Никакой пандемии, ничего такого страшного в реальности не произошло, – отметил Александр Саверский.
В целом, учитывая поправки ВОЗ на то, что с окончанием пандемии коронавирус не уйдёт, специалисты не видят ничего сенсационного в заявлении представителей организации о близком финале эпидемии. Но если этого не случится и ситуация реально усугубится, то, вероятно, это будет самый "главный прокол ВОЗ… Полное фиаско".