Памятник Феликсу Дзержинскому был демонтирован с Лубянской площади незаконно, справедливость должна быть восстановлена с возвращением монумента на историческое место. Об этом «НьюИнформ» рассказали политологи Александр Перенджиев и Армен Гаспарян.
Руководство общероссийской организации «Офицеры России» направило обращение генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой дать оценку переноса в 1991 году памятника Феликсу Дзержинскому с Лубянской площади в Москве, и принять меры для возвращения монумента на свое законное место.
В обращении отмечается, что в августе 1991 года прежний мэр Москвы Гавриил Попов дал незаконное указание демонтировать и переместить памятник Дзержинскому с Лубянской площади. Московский горсовет народных депутатов в октябре того же года принял соответствующее решение, и памятник был перемещен в парк «Музеон» на Крымском Валу.
По мнению авторов обращения, в рамках действовавшего на тот момент законодательства, такое решение мог принять только Совет Министров СССР, если речь шла о памятниках общесоюзного значения, или Совет Министров РСФСР - если имелись в виду памятники республиканского и местного значения.
Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, член экспертного совета организации «Офицеры России» Александр Перенджиев подчеркнул, что их организация постоянно выступала за то, чтобы возрождать традиции, заложенные в советское время.
«Я имею в виду обеспечение безопасности и другие сферы жизни. В настоящее время в обществе сформировались настроения, которые хотят возвращения символов Советского Союза, одним из которых является памятник Дзержинскому», — отметил собеседник.
Перенджиев напомнил, что российское общество и власти страны осуждают разные страны, например, Польшу и Чехию, за неподобающее отношение к советским монументам за рубежом.
«Они «воюют» с советскими памятниками и монументами, а ведь нам тоже могут поставить в укор подобные факты, в том числе и памятник Дзержинскому. С нашей стороны не должно быть двойных стандартов. Если мы выступаем за сохранение своих памятников за границей, то нужно быть последовательными и смотреть за тем, что происходит в этой части на территории самой России», — убежден эксперт.
По мнению Перенджиева, памятник Дзержинскому был свергнут только потому, что он олицетворял КГБ.
«Просто потому что в те времена некоторой частью общества двигали либеральные идеи, хотя, на самом деле, это - вражеские идеи. Мы сейчас начинаем понимать, что эти идеи нанесли ущерб самой государственности России и всему общественному строю. Хочу напомнить о разговоре Путина с журналистом ВВС на вчерашней конференции, когда президент сказал, что, по сравнению с Западом, «мы белые и пушистые». Так вот, по сравнению с отдельными антигероями, то же самое можно сказать и по отношению к личности Дзержинского. Он стоял у истоков органов безопасности, организовал ВЧК, боролся с беспризорностью», — напомнил политолог.
Желая создавать что-то новое, не всегда нужно разрушать старое, то, что было наработано годами практики, подчеркнул Перенджиев.
«Я имею в виду национальную безопасность страны. Службы органов безопасности должны опираться на какие-то традиции, и в большей степени на те тезисы, которые были заложены еще при самом Дзержинском. Сейчас в обиходе начинает возрождаться старое название «чекист», и офицеры не стесняются этого слова. Есть надежда, что наш голос будет услышан», — считает собеседник.
Перенджиев заявил, что организация хочет показать, что ее члены переходят в наступление в отношении идей, разрушивших в свое время нашу страну.
«Свергнув памятник Дзержинскому, организаторы хотели показать, что они якобы победили нас в холодной войне. Сейчас мы вернули себе статус великой мировой державы и можем эффективно противостоять нашим врагам, внешним и внутренним, и готовы отстаивать ее интересы. Памятник Дзержинскому- это такой символ готовности отстаивать интересы России и ее государственности.
Журналист, политолог, общественный деятель и автор многих книг, и о советской разведке в том числе, Армен Гаспарян убежден, что памятник Дзержинскому был снесен противозаконно, причем решение о его сносе принималось и одобрялось задним числом.
«Тогда даже не мэрия была, а Моссовет, уже в этой части возникают вопросы. Если той толпе что-то мешало на Лубянке, то у меня только одно объяснение этому: им нужен был символический акт для картинки. В то время мобильных телефонов не было, телеканалов было мало, снимали в основном зарубежные журналисты. А памятник Дзержинскому на Лубянке был одним из главных символов Советского Союза», — рассказал собеседник.
По словам Гаспаряна, он всегда говорил о том, чтобы вернуть памятник, тем более, что он сам родился в том районе, и для него эта история почти личная.
«В центре города стоит клумба, непонятно что символизирующая — это тотальная дикость! Для людей, родившихся в том районе, это вообще чудовищно. У многих моих знакомых из силовых структур в кабинете либо висит портрет Дзержинского, либо стоит его бюстик. Для них это – символ их деятельности, Святой Грааль», — подчеркнул эксперт.
Гаспарян категоричен в своем мнении: памятник необходимо вернуть, конечно, с соблюдением действующего законодательства. Памятник Дзержинскому — это символ органов государственной безопасности, и, по мнению политолога, Дзержинский сделал невероятно много для создания этой структуры.
«Я очень надеюсь, что в скором времени он вернется на свое законное место. Кто-то может сказать, что это сложная политическая и историческая фигура, но в истории политики вообще не бывает простых фигур в принципе! Дзержинский сделал для страны очень много даже по тем меркам, а с современными балаболами-демократами это вообще не сравнимо», — заявил журналист.
По мнению Гаспаряна, если для восстановления монумента необходимо провести референдум, значит, надо его провести. Собеседник уверен, что большинство проголосует положительно. Рассуждая о том, что мешает вернуть памятник Дзержинскому на прежнее место, Гаспарян адресовал этот вопрос к фракции коммунистов.
«Этот вопрос к дегенератам из КПРФ, они же затеяли эту дьявольскую пляску! Но когда дело дошло до референдума, который нужно проводить за свои деньги, на этом все и закончилось, а кто этим будет заниматься? Рашкин?! Так ему некогда, он пытается людей не заразить коронавирусом во время своих акций. Вообще, это очень непростая история, не за один день делается. Я со своей стороны готов помочь всеми имеющимися возможностями, моя позиция по этому вопросу не изменится», — заключил общественный деятель.
Феликс Эдмундович Дзержинский — российский революционер, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией).