Конец 1980-х — начало 1990-х — это очень странное время. На фоне разочарования в прежней идеологии люди были готовы верить во все что угодно, лишь бы оно отличалось от ранее общепринятых норм.
«Прораб перестройки» из интерната № 8
Граждане заряжали банки с водой и кремы перед экраном телевизора, вступали в секты, в массовом порядке наблюдали НЛО. А уж всевозможных «новаторов» в разных отраслях появилось бессчетное количество.
Для того чтобы привлечь к себе внимание, надо было только погромче заявить — я придумал новую систему, а консерваторы, не умеющие работать по-новому, меня зажимают. Ровно так говорил о себе воспитатель интернета № 8 города Москвы Дмитрий Карпов, уволенный с работы за аморальное поведение. Педагог говорил, что все это козни руководства, не принимающего новых методов воспитания. Вслед за Карповым ушли и больше десятка воспитанников. Некоторые, правда, вскоре вернулись, но пять девочек и четыре мальчика остались с ним.
На дворе был конец перестройки, окончательно растерявшиеся чиновники уже не знали, как реагировать на происходящее. Ведь дети за воспитателем ушли добровольно, они к нему тянутся — разве можно их возвращать насильно.
Карпов разместил «коммуну» в своей двухкомнатной квартире и почти сразу стал объектом повышенного внимания со стороны журналистов. Репортеры восхищались: вот он, новый, неформальный подход к воспитанию детей, оставшихся без попечения! Посмотрите, в каком восторге дети, посмотрите, какие неземные, возвышенные глаза у их педагога! Надо только немного помочь им, и результат будет невероятным.
«Исходя из интересов и законных прав детей»
Сначала Карпову и его воспитанникам выделили помещение в санаторно-лесной школе в поселке Томилино Московской области, затем поселили в гостинице «Измайлово». 27 марта 1992 года вышло распоряжение премьера правительства Москвы Юрия Лужкова «О создании малого детского дома "Альфа"», в котором говорилось:
«Исходя из интересов и законных прав детей, покинувших детский дом № 8 со своим бывшим воспитателем Карповым Д. Н., и в целях развития новых форм общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей:
Создать для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малый детский дом "Альфа".Принять к сведению обязательства Московской федерации профсоюзов, Московского городского совета по туризму и экскурсиям, туристско-гостиничного комплекса "Альфа" Московского городского совета по туризму и экскурсиям по созданию необходимых имущественных и финансовых условий для малого детского дома "Альфа".Установить, что финансирование малого детского дома "Альфа" в 1992 году будет осуществляться за счет средств, выделенных на содержание учреждений, подведомственных Московскому департаменту образования».Новому «альтернативному» детдому передали здание детского сада на Большой Черкизовской улице. «Новатор» Карпов получил полный карт-бланш — он был в своем заведении единственным взрослым, сам определял, чему и как учить детей. Проверяющие «Альфе» не досаждали, а журналисты, как российские, так и иностранные, всегда видели одну и ту же картину — счастливые дети и их самоотверженный воспитатель, всего себя отдающий работе.
Спецоперация
Периодически Карпов, правда, устраивал скандалы — грозил, что уйдет из «Альфы», потому что ему не дают работать. Педагога спешили успокоить, и он, как бы нехотя, соглашался продолжать. С финансированием учреждения проблем не было — помимо отечественных меценатов, появилась и богатая иностранка, узнавшая об «Альфе» из телерепортажа. Периодически дама передавала Карпову крупные суммы на нужды детей.
Красивая история о «педагоге-новаторе» рухнула в одночасье в конце 1996 года, когда Дмитрий Карпова задержали сотрудники РУОПа. Операция была по-настоящему боевой, семь дюжих бойцов едва скрутили его. Мешало им то, что на РУОПовцев в этом момент бросались три разъяренные воспитанницы Карпова.
На задержание воспитателя решились после того, как одна из девочек, сбежавших из «Альфы», рассказала журналистке, ранее снимавшей хвалебные репортаже о Карпове, что на самом деле происходит в стенах его заведения. А еще о том, что воспитатель готовит своих учеников к похищению сына дамы-спонсора, которая перестала давать деньги. Когда психологам удалось разговорить воспитанников «Альфы», взрослых людей от их рассказов пробивал озноб. Карпов создал нечто среднее между полувоенной организацией и сектой, в основе которой лежало полное и беспрекословное повиновение ему.
Обыкновенный садист и дети
Еще в самом начале он очень тонко играл на чувствах сирот — малыши, лишенные отца и матери, тянулись к нему, проявлявшему показные заботу и участие. А он шаг за шагом приучал их к подчинению.
«Он готовил из нас своих телохранителей-убийц, понимающих его приказы с одного взгляда», — говорили воспитанники.
Карпов практиковал телесные наказания — избивал за непослушание ремнем, бильярдным кием, да вообще всем, что под руку попадалось. В наказание «провинившегося» он вовлекал других воспитанников. Затем подросшие «альфовцы» познакомились и с сексуальным насилием.
Из материалов уголовного дела:
«В апреле 1992 года Карпов Д. Н., находясь в своем номере в гостинице "Альфа" туристическо-гостиничного комплекса "Измайлово", совершил насильственный половой акт с несовершеннолетней О. Ж. 1980 г. р. На просьбы потерпевшей не делать этого не реагировал, ударил ее несколько раз по лицу. О. Ж. была вынуждена подчиниться Карпову, так как боялась его. После этого Карпов Д. Н. в помещении детского дома по адресу г. Москва, ул. Б. Черкизовская, д. 28, вплоть до своего задержания, неоднократно совершал с ней насильственные половые акты, в том числе и в извращенной форме...
20 сентября 1994 года Карпов Д. Н., находясь в указанном детском доме, позвал в свою комнату воспитанницу Ю. С. 1980 г. р., где сказал ей, что хочет сделать ей подарок на день рождения. После чего, заведомо зная о ее несовершеннолетнем возрасте и имея намерение совершить со своей воспитанницей половой акт, закрыл дверь комнаты на ключ, привязал руки Ю. С. к кровати, заклеил ей рот лейкопластырем и совершил насильственный половой акт. После этого Карпов неоднократно совершал с Ю. С. насильственные половые акты, в том числе в извращенной форме...
Карпов Д. Н. отвел воспитанницу Н. Ч. в подвальное помещение детского дома, где, заставив ее полностью раздеться, привязал руки к трубе, после чего заставил всех воспитанниц избивать потерпевшую. Затем Карпов прижег живот Н. Ч. сигаретой, а также поджигал волосы в интимном месте. После чего Карпов отвел Н. Ч. в гостиную комнату, где посадил ее в ящик комода, продержав ее там несколько часов. После этого, вытащив воспитанницу из ящика, заставил ее (привести тут строку из дела полностью не позволяет законодательство, но по факту Карпов заставлял всех совершать действия сексуального характера в адрес девушки. — Ред.). После этого Н. Ч. считалась "опущенной" и жила отдельно от других воспитанников...
Наказывая воспитанника М. Г., Карпов избил его и заставил (сокращаем строку дела в соответствии с законом, по факту Карпов заставил подростка изнасиловать себя шваброй. — Ред.). Данное происходило в присутствии воспитанниц. После этого наказания М. Г. считался "опущенным" и жил в нежилом помещении детского дома».
Официально невменяемый
Была у Карпова и своя «гвардия» — из лучших питомцев он сформировал организацию «Триада», члены которой на крови поклялись в верности учителю, обещая расправляться с его врагами.
Уже на следствии возникнет вопрос — почему никто не обратил внимания, что в «Альфе» дети не изучают школьную программу, зато усердно занимаются рукопашным боем? Члены «Триады», к слову, освоили эту дисциплину в совершенстве — однажды они зверски избили двух взрослых мужчин, поссорившихся с Карповым. Причем избили так, что пострадавшие не рискнули обращаться в милицию, опасаясь, что питомцы «Альфы» потом их просто убьют.
Дело Карпова получилось скандальным — выходило, что власти сами отдали насильнику и садисту детей-сирот, дали помещение, да еще и финансировали. Встал вопрос: кто будет за это отвечать?
И тут очень кстати подоспел вердикт судебно-психиатрической комиссии — Карпов признан невменяемым. Причем он якобы был невменяемым еще тогда, когда встал на путь «новаторства».
Адвокат Анатолий Кучерена, представлявший интересы потерпевших, подняв архивы, сумел доказать, что в конце 1980-х годов Карпов не состоял на учете у психиатров. Защитник настаивал на новой экспертизе, будучи уверенным в том, что воспитатель может нести ответственность в полной мере.
Увы, все судебные инстанции остались непреклонны — бывший руководитель детдома невменяем и будет отправлен на принудительное лечение. Единственное, чего удалось добиться — помещения Карпова в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.
В 2009 году Карпова выписали из стационара. Четыре года спустя он сел в тюрьму за ДТП
«Альфу» расформировали, воспитанникам выдали квартиры, а всю историю постарались поскорее забыть. Только бывший «подопечные» Карпова повторяли: «Мы боимся, что он выйдет и отомстит». И они не ошиблись — «педагог-новатор» действительно вышел из психиатрической клиники.
В 2002 году Карпова из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением перевели в психиатрический стационар специализированного типа, в 2005 году — в психиатрический стационар общего типа, а в 2009 году его выписали «на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра в психоневрологическом диспансере».
В 2012 году воспитатель стал фигурантом нового уголовного дела — управляя автомашиной «Мицубиси Паджеро» в состоянии алкогольного опьянения, Карпов выехал на полосу встречного движения и совершил опрокидывание в кювет. При этом двое пассажиров машины получили телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью.
Осташковский городской суд приговорил его по ч. 2 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершённое лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения) к 3 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. То есть, в отличие от конца 1990-х, Карпов оказался достаточно дееспособен для того, чтобы отправиться за решетку. Воистину, отечественная психиатрия творит чудеса.
Весной 2015 года Карпов хотел выйти по УДО, но администрация колонии его ходатайство не поддержала. В итоге срок наказания бывшего хозяина «Альфы» истек в марте 2016 года. В этом году Карпову исполнилось 57 лет. Чем он сейчас занимается и жив ли вообще, неизвестно. Хочется просто надеяться, что более он никому не причинит бед. А его выросшие воспитанники сумели избавиться от страха, который преследовал их.