После такого можно ничего не объяснять даже.
Но мы любим объяснять, поэтому давайте начнём по порядку.
На днях, после публикаций об очередных бакинских митингах, в ходе которых протестующие кричали, что русские, персы и армяне тюркам не братья, к нам в обратную связь пришёл гость, одетый в роскошную чуху из ярко-красной тирьмы.
Качнув двухметровой папахой, пошитой из шкуры редкой саблезубой овцы, он снисходительно похлопал нас по плечу, сказав, что очень, конечно, «люди далеки от понимания азербайджанских реалий». Ведь кричалку о персах, русских и армянах отары азербайджанских националистов орали и год, и два, и пять, и даже десять лет назад, поэтому только не разбирающиеся люди сегодня упоминают этот лозунг (а заодно и Серых Волков) в привязке к Эрдогану.
И мы вдруг поняли, дорогие друзья, что эту вот фразу о реалиях мы слышали уже много-много раз. Она универсальна, в ней исправно меняется лишь географический контекст.
Так повелось, что любая микроскопическая сверхдержава сегодня имеет свои уникальные, почти мистические реалии.
Реалии эти всегда понятны лишь местному населению и являются неотъемлемой частью локального фольклора, объясняющего жителям, что они - особенные, земля у них - особенная, их вклад в мировую историю и культуру - особенный. И чтобы понять всю эту невероятную деревенскую диалектику, необходимо пожить в здешних краях минимум лет 500-600, как это уже сделали все дворовые соседи.
А нас там не стояло - и вот! - мы не разбираемся в современных азербайджанских реалиях, но не только в них, дорогие друзья.
Потому как по обратную сторону той линии конфликта живут настоящие уникальные армянские армяне (не путать с российскими армянами), в реалиях которых мы тоже не разбираемся.
Ведь за последние 7 лет Армения уже не раз массово выходила на улицы с антироссийскими протестами и требованиями убрать руки прочь от уникального армянского народа, его земли и экономических активов. Либо помочь, наконец, Армении признанием Нагорного Карабаха и озалупливанием Азербайджана, как это сделала бы любая страна, понимающая особенные реалии армянских армян.
И что нам в этой связи, дорогие друзья, подумалось.
Безусловно, мы не понимаем и не чувствуем всю глубину местечкового армянского или азербайджанского колорита.
Точно так же, как не пытаемся детально разобраться в современных украинских или грузинских реалиях, хоть иногда и попрекаем себя за нежелание лавировать в канализационных потоках их внутренней политики и ежедневного быта.
А может, это не нежелание. Может, мы с вами уже просто не способны понять реалии, при которых можно на протяжении десятилетий вести отчаянную перестрелку вокруг одного забора, исправно подсчитывая раненных и убитых в соседнем доме.
И сегодня для нас, сторонних наблюдателей, это как конфликт Виллариба и Виллабаджо, снятый Тедом Котчеффом, с Сильвестром Сталоняном и Брайаном Дэндэн-оглы в главных ролях.
Со спин-оффами вроде перераспределения абрикосово-персикового траффика на пищевых рынках Москвы и ближайшего Подмосковья. И гуляниями со своими триколорами - здесь же.
С драками между представителями двух диаспор в Лондоне. И митингами в поддержку Баку на улицах Израиля.
И, разумеется, с выяснениями в соцсетях, кто настоящий армянский армянин, а кто - фальшивый российский.
И обе стороны сегодня старательно размахивают своими реалиями на телевизионную камеру, картинно закатывая глаза: вам-то, посторонним, конечно, не понять всю глубину конфликта, всю драматичность момента, в котором на волоске повисла судьба целого региона.
Даже гость наш в чухе из тирьмы своей репликой как бы подсказывал, что невероятные тайны особых азербайджанских реалий совсем близко - и нам достаточно лишь поинтересова...
Спасибо, конечно. Как будто без вашей навязчивой дичи в 2020 г. проблем не хватает.
[Орда] - родная, злобная, твоя