«Если меня уволят, в школу я уже не вернусь». Педагог — о том, почему рискнул работой ради урока о трудовых правах
— Почему вы решили подключиться к акции профсоюза «Учитель» и провести урок по теме трудовых прав?
— Я уже давно занимаюсь отстаиванием трудовых прав учителей. Пришел в школу сразу после университета и уже через год понял — это не та сфера, где можно заработать много денег. Да и сама система российского образования воспринимает учителя и школьника как статистов, то есть людей, от которых ничего не зависит.
Учителя нагружены дополнительными обязанностями, которые часто не оплачиваются. Они должны вести отчеты, участвовать в конкурсах, посещать государственные мероприятия и праздники — либо после уроков, либо вместо уроков. Многие коллеги уже устали от этого, не сопротивляются, потому что иначе на учителей могут давить психологически. Говорить: “Что ты за человек плохой, школу позоришь”.
Из этой ситуации я видел два выхода: либо уйти в другую сферу, либо остаться и молча работать. Тогда моя знакомая, тоже учительница, но из другой школы, сказала: есть еще третий путь — менять систему вокруг себя. И я выбрал этот путь. Остался в школе, объединился с коллегами-единомышленниками, стал отстаивать права учителей.
Мотивация была — не довольствоваться тем, что происходит вокруг. Было желание спасти российскую школу. Ведь именно школа закладывает фундамент для будущего страны.
И, конечно, узнав, что коллеги по профсоюзу придумали такую акцию, я решил присоединиться к ней. В официальной программе учителям было предложено на «Разговорах о важном» в январе поработать с темой мультипликации — рассказать, как делаются мультики, на примере истории «Союзмультфильм». Мы с коллегами решили, что на примере советской классики, где очень классный социальный сюжет — мультиков «Чиполлино» и “Сказка о попе и работнике его Балде”, — с детьми можно поговорить о трудовых правах.
Для школьников это важно, потому что некоторые из детей на каникулах подрабатывают, да и в будущем все они будут работать.
Урок по трудовому праву. Фото: профсоюз «Учитель» / Telegram. Источник: t.me
— Как дети отреагировали на урок о трудовых правах?
— Им было очень интересно — сначала про мультики послушать, а потом про трудовые права. Я рассказал, что это такое, какие обязанности есть у работодателя, у работника, объяснил, что такое трудовой договор и для чего он нужен.
Детей это так заинтересовало, что некоторые пришли домой и заставили родителей показать их трудовые договоры. Провели, так сказать, практическое занятие. От родителей тоже возражений не поступало. Более того, некоторые родители меня поддержали, писали мне, что переживают за меня, потому что у начальства из-за этой акции началась истерия.
— “Истерия” в вашем регионе началась еще до того, как вы и ваши коллеги из других регионов провели урок?
— Да, директорам школ местные Минобры разослали предупреждение, что нужно лично проконтролировать «Разговоры о важном», чтобы они шли по согласованному плану — без рассказов о трудовых правах.
Дальше пошла тяжелая артиллерия. Один из корифеев консерватизма, политтехнолог Марат Баширов за день до акции написал в своем канале всякие гадости про профсоюз «Учитель». Приплел Алексея Навального и чуть ли не с вражескими агентами сравнил учителей, которые своей акцией якобы хотят лодку раскачать. Из Минобра звонили директору школы, в которой я работаю, с требованием не отклоняться от школьной программы.
— Как на этот звонок отреагировал директор?
— Директор сказал, что мультики «Чиполлино» и “Сказка о попе…” не запрещены, как и трудовые права в России. Он отметил дурость людей из Минобра. В этом смысле директор просвещенный человек.
Как и другие коллеги из школы. Они тоже меня поддержали, сказали, что вопрос трудовых прав нужно поднимать. Они не присоединились к акции, но морально меня поддержали. Некоторые, правда, спрашивали, не боюсь ли я, что меня после этого посадят.
Урок по трудовому праву. Фото: профсоюз «Учитель» / Telegram. Источник: t.me
— А вы не боитесь, что вас уволят или будут преследовать?
— Я, честно сказать, постоянно об этом думаю с 2022 года. Я не делаю ничего противозаконного, но то, как реагируют некоторые люди, тот же Баширов, на деятельность профсоюзов, вызывает опасения. Мне тревожно. Скоро в школу должна прийти комиссия из Минобра, чтобы со мной побеседовать и узнать, зачем я провел урок.
У меня были мысли не проводить акцию, потому что я видел, как местные паблики реагировали на пост Баширова — перепостили, написали свои комментарии не самые приятные. Но есть такая русская пословица: взялся за гуж — не говори, что не дюж.
Если меня уволят из школы, я вряд ли смогу найти работу в своем регионе в образовании. Придется уходить в другую сферу, может быть, в бизнес. Но даже если это случится, я все равно останусь в профсоюзе.
Может показаться, что работа профсоюза бессмысленна, но за пять лет в нашем регионе оклад учителя увеличился на 5 тыс. руб., а в соседнем — нет. Это происходит в том числе потому, что мы, участники профсоюза, постоянно пишем письма, говорим о том, что нам не нравится. А в соседнем регионе [учителя] этого не делают, поэтому там зарплаты и не растут. Если молчать, зарплаты никогда не увеличатся.