На закрытом аукционе был установлен новый рекорд для отечественного виноделия. Лот из двух бутылок «Красностопа Золотовского» 2012 года был продан за 1,5 млн рублей. Насколько оправдана эта цена и что с этой бутылкой потом делать?
Аукционы российских вин проводились и в прошлые годы. Например, «Фанагория» в 2021 году у себя на площадке продавала вина в бочках, в том числе еще не готовые. Также аукцион проводился в 2022 году в рамках винной ассамблеи по итогам рейтинга Тop100Wines.ru.
Мероприятие, организованное в этом году «Абрау-Дюрсо» и принадлежащей ей «Винодельней Ведерниковъ», было камерным и благотворительным. Гости получили возможность приобрести коллекционные сеты вин разных годов, причем некоторые никогда ранее не поступали в продажу. «Винодельня Ведерниковъ» представила «Красностоп Золотовский» 2012 в дубе и 2014 годов урожая, а «Абрау-Дюрсо» — миллезимные игристые вина 1979 и 1989 годов. Всего за 18 проданных бутылок от двух виноделен было выручено почти 6,5 млн рублей.
Максимальная цена за сет из двух бутылок «Красностопа Золотовского» 2012 года урожая в дубе составила 1,5 млн, что стало абсолютным рекордом за всю историю проведения подобных аукционов. Комментирует партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Это в любом случае привлекает внимание к российскому вину и способствует его популяризации. При всем уважении к этому конкретному вину рыночная цена молодого релиза, который только выпускается, составляет порядка 4,5-5 тысяч рублей. Безусловно, никакой реальной привязки к рыночной цене, даже старого винтажа, это не имеет. Но тот факт, что вино стало инструментом щедрого благотворительного взноса, это хорошо. Это скорее в большей степени имиджевый для «Абрау», для организаторов, нежели значимый для рынка сегмент коллекционных вин. Все-таки это слишком дорого для такого вина. Это уровень цены за очень хорошее Bordeaux Grand Cru, за очень хорошую, очень старую, очень коллекционную Bourgogne».
Если сравнивать с мировыми аукционами, то, конечно, цена, если переводить в доллары — 7,5 тысячи долларов, — небольшая. Не единичны случаи, когда уникальные бутылки уходили за более чем 100 тысяч долларов.
У «Красностопа Золотовского 2012 года урожая был небольшой объем по выпуску — несколько тысяч бутылок. К тому же, по словам экспертов, оно считается главным автохтонным российским сортом, с большим потенциалом выдержки. Этот сорт произрастает только в России, а винтаж 2012 года является лучшим в истории «Винодельни Ведерниковъ», рассказывает эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
— Конечно, в свободной продаже эти бутылки уже не встретить. То, что продавалось когда-то, уже давно продано и сохранилось только в коллекциях либо коллекционеров, либо компаний, которые выпускали. Означает ли это, что они стоят 750 тысяч рублей? Если бы какой-то любитель, коллекционер захотел заполучить такую бутылку, в принципе, на рынке он мог бы найти за 100-150 тысяч.
— А что с такой бутылкой вообще делать?
— Если что-то совсем запредельно дорогое пить, наверное, это довольно бессмысленно с астрономической точки зрения. То, что продалось на аукционе, вполне можно выпить, а можно и сохранить. Может быть, спустя еще 12 лет это будет стоить еще в два раза дороже, и так будет формироваться аукционный рынок вина.
Если задуматься, что еще может быть на столе за 750 тысяч рублей и выше, то найти такие продукты можно. Например, дыни юбари, которые продают только в Японии с мая по август. Цена за килограмм — больше 1,5 млн рублей. Или алмазная икра иранской белуги-альбиноса. Рыбе должно быть не меньше 60, в идеале — 100 лет. Цена за килограмм — больше 2 млн.
Но все же это редкость, которую не купишь в ближайшем супермаркете. Чаще всего за такие деньги представлен именно коллекционный алкоголь. Например, в одном из московских алкобутиков стоят старые релизы виски Macallan с розничной ценой свыше 5 млн рублей.