Глава партии «Национальное объединение» поставила ультиматум премьеру: изменить законопроект о бюджете или готовиться к вотуму недоверия. Насколько глубокий политический кризис переживает Франция?
Претензии Марин Ле Пен к бюджету, который подготовило компромиссное правительство Мишеля Барнье, касаются повышения тарифов на электроэнергию, расходов на бюрократию и субсидий на здравоохранение для мигрантов. Как заявила на этой неделе глава парламентской фракции «Национального объединения», все три пункта нарушают «красную линию» ее партии и в отсутствие поправок правые поддержат вотум недоверия правительству, анонсированный левыми.
Об отношении французов к премьеру Барнье рассказывает гид-переводчик, житель Парижа Дмитрий Мисуркин:
Дмитрий Мисуркин гид-переводчик, житель Парижа «Фигура воспринимается как проходная. Он делает то, что может, делал противоречивые заявления, но по крайней мере в своих выступлениях он придерживался старой политической школы, то есть никого открыто не оскорблял, в отличие от современных политических деятелей. Собственно, по этой причине партия Ле Пен его поддержала. И левые согласились тоже. А мы стоим на пороге больших изменений. Правительство должно слететь рано или поздно: не по одному вопросу оно слетит, так по другому, будет другое правительство. Дальше встанет вопрос о том, что нельзя официально давить на нынешнего президента, но чтобы страна была управляема, ему нужно будет уйти в отставку, тогда можно будет организовать очередные выборы в парламент».
Правительство Барнье было сформировано благодаря сделке Макрона с правыми Ле Пен: он не отдает премьерство союзу левых партий, который занял больше всех мест в парламенте, она соглашается на премьера от «Республиканцев», некогда доминирующей правоцентристской партии, которая с тех пор оказалась на третьих позициях. Теперь, если Барнье ответит на ультиматум Ле Пен отказом, президентский блок окажется между двух огней. Пока кабмин Франции ситуацию не комментировал, но ранее Барнье планировал провести бюджет через парламент с помощью 49 статьи конституции страны, которая позволяет принять закон без голосования, но почти автоматически запускает вотум недоверия правительству.
Встревожено ли общество такой перспективой? Рассказывает политолог, профессор и житель Франции Давид Беручашвили:
Давид Беручашвили политолог, профессор и житель Франции «Насколько я понял, раздражает в какой-то степени, потому что «Республиканцы» — это та партия, которая потеряла свою легитимность, в последнее время они получали какие-то смешные голоса. А теперь выходит, что их представитель будет играть одну из важнейших ролей. Тут скорее был бы более удачен социалист, но Макрон социалиста позволить себе никак не может. Политическая система здесь достаточно устойчива, поскольку Франция проходила через куда большие неприятности. Например, беспорядки 1996 года, когда в течение двух месяцев не работал ни один вид транспорта, напряжение в сети было 170 вольт, чтобы можно было включить лампочку, но никак не телевизор или холодильник. Или, допустим, как этим летом, когда 70 человек, которые регулируют подачу нефти во Францию, устроили забастовку. В итоге вся Франция осталась без бензина. Вот это было волнительно. А сейчас электорат на это все смотрит очень пассивно».
Осенью правительство Барнье уже удалось пережить вотум недоверия, инициированный левыми, благодаря поддержке «Национального объединения». Теперь же складывается впечатление, что премьера может спасти только одно — уступки партии Ле Пен по одному или нескольким пунктам бюджетного ультиматума.