В Чечне число разводов в два раза превышает количество официально заключаемых браков, следует из данных за последние три года. Отчасти это связано с новыми правилами получения пособий, а отчасти – и с меняющейся ролью женщины в обществе. В регионе, как и во всем мире, усиливается индивидуализация супругов, говорят социологи и сами жители республики. Какие изменения происходят в традиционно патриархальной чеченской семье – в материале Кавказ.Реалии.
Нынешняя ситуация сильно отличается от того, что было еще десять лет назад, говорит на условиях анонимности работающая в Грозном социолог. По ее оценке, женщины стали еще более эмансипированы и независимы: "Раньше развод воспринимался чуть ли не как трагедия, теперь же значительная часть людей относится к этому проще. Семья девушки, которая раньше жестко ставила условие "вышла замуж – живи там", при конфликтах иногда выступает и за то, чтобы дочь вернулась домой. Особенно если семья финансово состоятельная".
При этом в регионе продолжают работать так называемые комиссии по гармонизации семейных отношений, созданные по инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова. Ежегодно они рапортуют о воссоединении тысяч пар, однако те, кто столкнулся с "примирением", говорят о давлении со стороны таких комиссий.
Многие женщины в республике работают, зарабатывают и остаются финансово независимыми, говорит мать троих детей и владелица небольшого бизнеса Разия. Поэтому их голос при решении семейных проблем далеко не последний, хотя внешне все может выглядеть по-другому.
"Я всегда была сторонницей традиционного понимания статуса женщины как матери, жены, хранительницы очага. Муж, естественно, добытчик. Но сейчас время так поменялось, что мужчинам тяжелее найти работу, вот и приходится женщинам выходить из своего кокона. Я начинала еще в 2000-х годах, когда была война. Как и многим женщинам, мне пришлось искать способы прокормить семью. Для мужчин это было опасное время, нам нужно было их сохранить", – вспоминает собеседница.
Тогда Разия занялась мелкой торговлей, вскоре с мужем она разошлась: "Не могу сказать, что моя финансовая независимость была основной причиной, но она сыграла немалую роль. Я не против воссоединения семьи, но как раньше уже не будет, я изменилась. Я сегодня сама себе хозяйка, могу своих детей обеспечить, и для этого мне не нужен муж, во всяком случае бездельник и диктатор".
Одним из факторов в росте числа разводов может быть и то, что молодые женщины чаще всего не хотят жить в одном доме с родителями мужа, а финансовая возможность приобрести свое жилье есть у немногих. Девушка выходит замуж, чтобы создать свою семью и свой дом, говорит 25-летняя мать двоих детей Хадижа из Грозного.
"У нас с мужем постоянные разногласия на эту тему. Мы живем вместе с его родителями. Я хочу отделиться, прошу об этом мужа постоянно. Он отказывается, аргументируя это тем, что не сможет потянуть аренду жилья. Своего дома у нас пока нет. Не то чтобы я не любила его родителей, просто хочу, наконец, иметь свой дом. Конечно, когда ты живешь вместе с родителями мужа, у тебя обязанностей в несколько раз больше, чем могло бы быть, когда живешь отдельно. Если по шариату говорить, мои обязанности – это муж и дети, а не все село и родственники мужа", – делится она.
То, что женщины в Чечне более успешны, открывают свои бизнесы, учатся, больше себя проявляют, – это не заслуга власти, комментирует на условиях анонимности сотрудница одной из помогающих женщинам в Чечне организаций: "Это наследие войны, когда им пришлось выйти на первую роль, брать на себя обязанность кормильца".
С середины 2000-х власти в Чечне предпринимали шаги для защиты женщины и поднятия ее статуса в обществе: например, был введен запрет на "похищение невест" и ранние браки. Однако при этом в республике фактически легализуется многоженство, а сообщения о домашнем насилии продолжают поступать.
Несмотря на то что на ряде позиций в республике работают женщины – особенно много их в сфере образования и медицине, – их нет ни среди руководителей районов, ни среди глав городов. Для сравнения: в начале 2000-х годов, в послевоенное время, Гудермесским и Ножай-Юртовским районами руководили женщины – Малика Гезимиева и Исита Гайрбекова.
В парламенте республики нет ни одной женщины-депутата. Из 27 территориальных органов федеральных ведомств только одним руководит женщина: управление Роспотребнадзора возглавляет Рита Термулаева. В то же время женщины, а именно дочери главы региона Рамзана Кадырова, занимают высокие посты в правительстве.
Его старшая дочь Айшат – вице-премьер, ранее – министр культуры, вторая дочь Хадижат – первый заместитель руководителя аппарата главы региона. Третья дочь Хутмат назначена замруководителя секретариата главы республики, ей поручено курировать сферу здравоохранения.
Ничего общего с утверждением о том, что женщины получают все больше прав, это не имеет, комментирует эти назначения правозащитница из помогающей женщинам организации: "Достаточно посмотреть на фамилии, и вы поймете, как женщины смогли занять такие места. Вообще, было бы хорошо, если бы власть вспоминала о ценности женщин не только во время праздников и пения фольклорных песен. Ситуация с насилием в семьях далеко не из приятных".
О положении женщин и домашнем насилии в Чечне и в целом на Северном Кавказе пишет в своем докладе независимый эксперт ООН по правам человека в России Мариана Кацарова. В нем она напоминает о деле Седы Сулеймановой, которую кадыровцы похитили в Санкт-Петербурге и вернули к родственникам в Чечню. О ее судьбе после похищения и насильственного возвращения ничего неизвестно.
В 2022 году жители республик Северного Кавказа стали массово оформлять фиктивные разводы ради детских пособий, заявили в департаменте географической политики Госдумы. Это стало одной из причин, по которым Минтруд хочет изменить правила назначения таких выплат. Почему в кавказских регионах пособия остаются важной частью дохода и что это говорит об экономической ситуации в регионе, редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
В Чечне уже пять лет работают так называемые комиссии по гармонизации семейных отношений. Это межведомственные группы, созданные по инициативе главы республики Рамзана Кадырова, который ежегодно рапортует о воссоединении тысяч пар. Кавказ.Реалии рассказывал, как устроена работа семейных "примирителей".
Адвокаты, специализирующиеся на бракоразводных процессах, называют среди главных причин разводов семей в Чечне бытовые конфликты, домашнее насилие, полигамию мужчин и вмешательство родственников супруга в семейные отношения.