Пока речь идет о тестировании вакцины на добровольцах с меланомой и межклеточным раком легких. Вакцина будет персонифицирована для каждого пациента
Вакцина от рака подавляет развитие опухоли. Доклинические исследования показывают, что препарат подавляет развитие опухоли, а также, вероятно, возможность появления метастазов. Как сообщил ТАСС директор центра имени Гамалеи Александр Гинцбург, ученые работают над тем, чтобы выяснить, можно ли мутацию в опухоли превратить в антиген, который будет стимулировать иммунную систему больного работать против опухоли.
По существующему плану, с нового года Центры имени Герцена и имени Блохина должны перейти к использованию нового препарата уже у пациентов. Вакцина против рака разработана совместно Центром имени Гамалеи, Московским научно-исследовательским онкологическим институтом имени П. А. Герцена и НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина.
По словам Александра Гинцбурга, процедура клинических исследований нового препарата будет отличаться от привычной — классических первой, второй и третьей фаз испытаний не будет, так как это персонализированный продукт. Вакцина создана на основе мРНК-технологии. Сначала у пациента берут опухолевый материал, анализируют его особенности, и создают индивидуальную модификацию вакцины.
Ранее главный внештатный онколог Минздрава России, гендиректор НМИЦ радиологии министерства, академик РАН Андрей Каприн сообщал, что доклинические испытания, которые проводили на мышах, уже завершены. У животных вакцина эффективно подавляла развитие опухоли и метастаз.
Как сообщают ученые, первыми испытать вакцину от рака смогут пациенты-добровольцы с меланомой и мелкоклеточным раком легких. Но как работает вакцина и станет ли она применяться и при других видах опухолей? Вот что рассказал врач-онколог, старший научный сотрудник Центра онкологии имени Блохина, Игорь Самойленко:
— Это технология, это не какой-то один вид лекарства, который позволяет вылечить один вид болезни. И такая технология может быть применена для разных видов злокачественных опухолей. Основная концепция состоит в том, что если в опухоли есть много мишеней для иммунной системы, вероятность, что такого рода вакцина сработает, повышается и может быть эффективна. Не так важно, какой тип опухоли будет, как скорее его иммунологические свойства. Насколько она может вызывать иммунный ответ у пациента. Поэтому разнообразие видов рака может быть, при которых вакцина применяется, и к сожалению, обратная сторона медали состоит в том, что не каждая опухоль, даже если она как будто бы относится к иммуногенному виду рака, будет прекрасно реагировать на такой препарат.
— Насколько это новая технология вакцины?
— Зарегистрированных препаратов, насколько мне известно, пока нету, именно от злокачественных опухолей, но похожая технология была применена при разработке вакцины от ковида нашими западными коллегами, это как раз мРНК-платформа. Вакциной на этой платформе было вакцинировано большое количество пациентов, было показано, что ковидный антиген довольно легко может быть внедрен в эту мРНК-платформу, вызовет надежный иммунный ответ и защитит человека от вируса. Плюс ко всему, мы примерно понимаем, что это достаточно безопасная технология
Можно ли считать новый препарат прорывом в борьбе с онкозаболеваниями? Говорит основатель медико-технологической компании Reztom, Алексей Ремез:
— Пока речь идет о ранней фазе, говорить о том, что это какой-то прорыв, наверное, пока рано, по крайней мере до результатов клинических испытаний, которые должны валидировать то, что получилось, выяснить у исследователей. Сами по себе исследования мРНК-вакцин от онкологических заболеваний не уникальны. Они происходят в мире. Их достаточно много, и крупные компании их делают. У иммунотерапии конкретно у мРНК-вакцин есть большая перспектива применения в лечении онкологических заболеваний, но пока, наверное, еще рано говорить, что это прорыв в целом применение мРНК-вакцин в онкологии, пока это не широкая практика, мягко скажем. Спрогнозировать, с какой долей вероятности положительные результаты до клиники скажутся положительными результатами клинических испытаний 1-2 фазы, а потом, как следствие, это превратится в препарат, наверное, очень сложно.
— Можно ли говорить, что на основе этой вакцины может быть создана широкая линейка вакцин от других видов рака?
— Да, общая логика выхода фармпрепаратов на рынок обычно предполагает от узкого к широкому спектру применения. То есть сначала препарат выходит для конкретной нозологии, для конкретного типа онкологического заболевания, для конкретной стадии этого типа заболевания, а затем по мере накопления статистики о безопасности и эффективности происходит расширение. Обычно такая логика и не только у онкологических препаратов. Платформа мРНК достаточно универсальна.
Если вакцина от рака покажет свою эффективность на пациентах с онкологией, то, как считают эксперты, попасть в обычные медпротоколы лечения рака она сможет ориентировочно через пять лет.