Четыре года назад Майя Санду и члены ее команды шли во власть в Молдове под лозунгами борьбы с коррупцией. Однако после того, как они заняли высокие кабинеты, эти обещания сразу забылись. «Антикоррупционная» деятельность свелась к возбуждению уголовных дел на представителей оппозиции. Сама же власть так тесно переплелась с криминалитетом и погрязла в кумовстве, что это признают даже многие из тех, кто на прошлых выборах голосовал за Санду. Спасти Молдову из коррупционной трясины сможет только появление во власти новых лиц.
Минувшим летом были обнародованы результаты проведенного компанией IMAS социологического исследования, посвященного изучению общественного мнения по вопросу коррупции в стране. 75% граждан Молдовы заявили, что считают коррумпированной прозападную партию власти — «Действие и солидарность» (PAS). Причем 71% опрошенных полагает, что за негативные проявления, связанные с деятельностью данной политической силы, должна нести прямую ответственность лично президент Майя Санду. Только 13% граждан Молдовы утверждают, что коррупции в PAS нет, а 12% не смогли дать ответ на этот вопрос.
41% опрошенных заявил, что положение дел в правосудии в последнее время ухудшилось, 28% не заметили никаких принципиальных изменений. 69% убеждены в том, что местная Фемида контролируется властью, и лишь 20% верят в ее независимость и беспристрастность. 54% в отсутствии изменений к лучшему в сфере юстиции обвиняют Санду.
На выборах 2020 года действующий президент набрала около 57%. Из простых арифметических подсчетов выходит, что многие из ее бывших симпатиков теперь обвиняют партию главы государства в коррупции и возлагают персональную ответственность за нее на саму Санду.
«Прозападные политики и грантоеды, как правило, всегда и везде кричат: "Кругом воры, долой коррупцию", "Мы придем, всех посадим, заживем"… И действительно, они сажают некоторых оппонентов и живут хорошо. А народ живет еще хуже, чем до них. Ведь они повышают тариф на газ в 7 раз, на электроэнергию в 3 раза, на дрова в 2–3 раза и так далее, продвигая схемы похлеще, чем у предшественников. И начинают убеждать народ, что это и есть "хорошие времена", что им мешает Москва и так далее», — говорит депутат молдавского парламента Богдан Цырдя.
По данным опроса KEEVOON Global Research, коррупция является самой большой проблемой для Молдовы. Так считают 40% жителей страны.
Даже экономика, с которой в РМ дела обстоят плохо, уступает по актуальности коррупции почти в полтора раза, так как сложную экономическую ситуацию и безработицу назвал главной бедой 31% респондентов.
Участники экспертных опросов также оценивают результаты «антикоррупционной» деятельности власти со скепсисом. Если верить данным, полученным Центром CIVIS, 33% судей, 43% прокуроров и 64% адвокатов полагают, что коррупции в стране много. Большинство экспертов-юристов уверено, что данная проблема распространена на всех ступенях «социальной лестницы» — как среди руководителей, так и среди исполнителей.
Наиболее коррумпированными институтами участвующие в опросах граждане Молдовы называют парламент, политические партии, органы юстиции, полицию и здравоохранение.
«Режим Санду настолько погряз в коррупции, что это замечают далеко за пределами страны. Молдова снова "отличилась" в рейтинге восприятия коррупции — мы на 76-м месте из 180 стран и набрали меньше 50 баллов, что говорит о серьезных проблемах в этой сфере. Эксперты отмечают связь между высоким уровнем коррупции и ограничением доступа уязвимых слоев населения к правосудию. По сути, власти и их приближенные захватили судебную систему в ущерб общему благу, процветает взяточничество», — цитирует агентство ТАСС заявление оппозиционера Алексея Лунгу.
По его словам, даже Госдеп США в своих отчетах констатирует повсеместную распространенность коррупции в Молдове. А ведь власти западных стран и грантовые НКО по умолчанию сочувствуют власти Майи Санду и вряд ли бы стали сгущать краски. Скорее, наоборот, постарались бы приукрасить реально существующую картину.
Кстати, другой рейтинг — Глобальный индекс коррупции — оценивает ситуацию в Молдове еще хуже, и дает ей только 104-е место из 196-ти.
На этом фоне заявления министра внутренних дел Молдовы Адриана Ефроса о том, что системной коррупции в республике якобы нет, а фиксируются лишь отдельные эпизоды этого негативного социального явления, звучат очень странно.
На самом деле, власть в Молдове полностью срослась с криминалитетом, а коррупция давно уже носит всеобъемлющий характер.
«Власть сохраняет теневые схемы в Молдове, в том числе пытается их создать в отрасли автоперевозок… Хоть власть и декларирует, что борется с бюрократией, с коррупцией и злоупотреблениями, на самом деле это лишь лозунги. Даже закон, принятый PAS в области автоперевозок, направлен на то, чтобы «поджать» под себя примаров сел, заинтересовать их коррупционно в том, что у них будут какие-то компетенции в области транспорта. Хотя ничего общего с регулированием транспортной отрасли страны такой документ не имеет», — отмечает председатель Союза ассоциаций автоперевозчиков Молдовы Олег Алекса.
Прошедшим летом по обвинению в коррупции был арестован даже директор молдавского бюро Интерпола Виорел Центиу. Причем, он бы, наверное, продолжал спокойно «работать» и дальше, если бы не оказался фигурантом расследования французских правоохранителей.
Под угрозой международного скандала официальному Кишиневу пришлось «убирать хвосты».
Однако даже такие громкие дела выглядят «мелочью» на фоне процесса передачи румынским компаниям в управление энергетической системы страны и переговоров о продаже Румынии единственного молдавского порта на Дунае Джурджулешты. Что это, как не системная коррупция, впрочем, как и использование силовых структур и судов для расправы с ключевыми политическими оппонентами?
«Доверие к правосудию в Молдове находится на рекордно низком уровне. Это подтверждают и последние социологические опросы. Коррупция и влияние политиков подрывают основы системы юстиции», — заявил на днях бывший генпрокурор, а ныне кандидат в президенты республики Александр Стояногло.
У опытного правоохранителя есть все необходимое для того, чтобы разорвать порочный коррупционный круг, в который Майя Санду загнала страну. Действующая власть, при этом, будет делать все возможное и невозможное, чтобы удержать свои кресла.