В ФРГ правящих социал-демократов обогнала опальная «Альтернатива для Германии», а во Франции провал партии Макрона спровоцировал досрочные выборы. Каковы масштабы и будущие последствия смещения европейской публики вправо?
Политический ландшафт ФРГ и Франции, крупнейших государств Евросоюза по численности населения, объемам ВВП и расходам на оборону, переживает тектонический сдвиг по итогам выборов в Европарламент, которые еще недавно считались чем-то вроде церемониального голосования. Чуть меньше, но все равно весьма серьезно, трясет Германию. «Социал-демократическая партия» канцлера Олафа Шольца с разгромным счетом проигрывает не только своему главному конкуренту, «Христианско-демократическому союзу», со счетом 14 против 30%, но и «Альтернативе для Германии», которая набирает 15% и становится второй политической силой в ФРГ. Недавно нерукопожатная крайне правая партия привлекла большинство голосов практически во всех регионах бывшей ГДР, Берлин взяли «зеленые», а на остальной территории, за исключением нескольких крупных городов, доминируют консерваторы из ХДС/ХСС. С учетом худшего для социал-демократов результата на федеральных выборах более чем за 130 лет, «Альтернатива» призвала немедленно провести досрочные выборы в Бундестаг, но канцлер требование отверг. Последствия оценивает немецкий политолог Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «Правительственная коалиция в глазах избирателя просто катастрофически теряет свой авторитет. С большой уверенностью можно сказать, что следующим канцлером уже будет не Шольц, а личность из демократов — Мерц (Фридрих Мерц, лидер Христианско-демократического союза. — Business FM). Я думаю, что если бы эти выборы проходили в Бундестаг, то результат был бы абсолютно таким же, во всяком случае, опросы общественного мнения здесь ведутся постоянно. Следующий экзамен на прочность этих двух партий произойдет осенью этого года, где в трех восточногерманских землях будут проходить земельные выборы, на которых «Альтернатива для Германии» сегодня лидирует, и не исключено, что впервые за всю историю Германии, вот такая партия правого толка — я имею в виду, послевоенной эпохи Германии — сможет даже попасть в земельное правительство. Исключать это уже нельзя. Что касается системных партий, то я думаю, что они будут объединяться сейчас против, как они будут говорить, «фашистской опасности», то есть против «Альтернативы для Германии», против Сары Вагенкнехт, которую называют популисткой, будут стараться таким образом удержаться у власти».
Незавидные результаты партии Шольца несколько оттеняет разве что ситуация за Рейном — у властей Франции дела еще хуже. Альянс Эмманюэля Макрона не дотянул и до 15%, а «Национальное объединение» Марин ле Пен поддержали более 30% французов, что делает правых евроскептиков крупнейшей политической силой в стране. Шок спровоцировал Елисейский дворец на решительные — а быть может отчаянные — действия. Вскоре после выхода экзит-поллов президент объявил о роспуске парламента и неожиданно назначил досрочные выборы уже на конец июня. Пока из социологов спохватиться успело только одно агентство, то есть оценки могут быть не самыми точными, но Harris Interactive прочит партии ле Пен более 40% кресел, а альянсу Макрона и коалиции левых и зеленых — по 20-25%. Своими впечатлениями о неожиданно изменившейся внутриполитической ситуации делятся жители Франции:
Гид-переводчик, житель Парижа Дмитрий Мисуркин:
«Вообще говоря, это промежуточные выборы, на которые обычно годами никто особо не ходил. Вчера была зарегистрирована рекордная явка. Если вы посмотрите статистику за последние 30 лет, вы удивитесь, как много людей пришло. Пришло больше половины избирателей. Почему? Потому что партия Ле Пен «Национальное объединение» ожидала, что она получит много голосов, и для того, чтобы прокатить эту партию на выборах, средства массовой информации задолго рассказывали, что будет очень большой успех у этой партии. Несмотря на то, что была большая явка противников Ле Пен, все равно получился хороший результат. Такого унизительного поражения правящей партии на европейских выборах во французской истории не было. И дальше, в рамках политики внутренней, Макрон пытается выруливать ситуацию».
обозреватель Business FM житель Парижа Андрей Жвирблис:
«Поддержка национального объединения не стала каким-то большим сюрпризом, но роспуск парламента совершенно перебил впечатление от европейских выборов. Тем более, что совершенно непонятны расклады и, естественно, избиратели голосуют совершенно по-разному для европейского парламента и для парламента национального. И каким образом будут складываться коалиции сейчас за такой короткий срок — он просто неимоверно короткий — невозможно совершенно предсказать. И в чем заключается суть игры Макрона, никто сейчас не понимает».
Несмотря на сейсмические последствия для крупнейших экономик ЕС, в целом по блоку сдвиг вправо пока ограниченный. Доминирующими силами в Европарламенте остаются консервативная «Народная партия» главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, альянс «Европейских социалистов» и либералы из «Обновляя Европу».
Евроскептические силы, как с левого, так и с правого края политического спектра, контролируют около четверти кресел, как и по итогам предыдущих выборов в Европарламент.