В Музее архитектуры имени Щусева до 4 сентября работает выставка фотографий «Москва. Реальное». Архитектурные фотографы зафиксировали в своих работах самые интересные изменения, которые произошли в Москве за последнее десятилетие: на черно-белых снимках запечатлены отреставрированный Дом Наркомфина, парк «Зарядье», «ГЭС-2» и другие объекты, рассказывающие о тенденциях развития архитектуры города, фиксирующие ее поворотные моменты. «Сноб» выбрал несколько работ и попросил авторов рассказать о них
Работы Даниила Анненкова — это искусство выбора расположения объекта относительно соседних зданий и движения солнца. Поэтому фотограф считает, что всегда легко и приятно работать со зданием, которое «встает» в городскую среду так, что без него это место трудно было бы представить.
«При фотосъемке “ГЭС-2” главная особенность ждет нас внутри. Я говорю, конечно, о свете, который в огромном объеме проникает через стеклянную крышу, усложняясь узорами от солнечных батарей. Добавим сюда систему нефов и общий белый цвет внутреннего убранства и получаем в буквальном смысле “храм света”».
Свет и выбор лучшего окружения объекта характерны и для работ Алексея Народицкого. По его мнению, для архитектурной фотографии помимо технических аспектов важно видеть контекст, в котором находится объект. Важна работа со светом в разное время суток.
«Парк “Зарядье” — уникальный объект для съемки. Чтобы показать его целиком, были использованы все возможности. Это уникальные места съемки: колокольни храмов на Варварке, крыша собора Василия Блаженного, Кремлевская стена и даже открытая галерея с колоколами над курантами Спасской башни. Я думаю, изменилась роль человека в городе. Появилось много современных и комфортных общественных пространств. Десять лет назад сложно было представить, что на месте ландшафтного парка не будет построен торговый центр или жилой комплекс».
Лаконичность линий в кадре, когда в фотографии появляется ритм, игра геометрии и света стали важными моментами в работах Ольги Отченашевой. Кстати, она снимает на мобильный телефон.
«Я работала на Триумфальной площади и столкнулась с двумя вещами. Первое — это то, что площадь очень по-разному выглядит в зависимости от солнцестояния. Вторая — что это излюбленное место горожан, а мне хотелось показать площадь главным героем, чтобы ничто не отвлекало в кадре от красоты архитектуры. Это была увлекательная фотоохота на идеальное время для теней и “чистый кадр”».
Константин Антипин считает, что архитектурная съемка — это в какой-то мере процесс реконструкции реальности посредством отсечения от нее всего лишнего. Основная часть работы делается «в поле», в процессе построения кадра, но что-то приходится убирать и при постобработке на компьютере. В зависимости от объекта и его готовности на момент съемки этот баланс может смещаться в ту или иную сторону.
«В случае со Сколтехом сложности возникли в основном при съемке с воздуха: несмотря на то что здание давно готово и находится в хорошем состоянии, его со всех сторон окружают строительные площадки, резервные территории без благоустройства и жилой комплекс с сомнительной архитектурой — в результате приходилось подбирать время и направление съемки, в основном исходя из этого контекста, благо само здание круглое и парадного фасада как такового не имеет. Я заранее спланировал съемку, исходя из описанных выше обстоятельств и положения солнца. Оставалось только найти оптимальные ракурсы среди более мелкого визуального мусора типа фонарей и дорожных знаков. Постобработка съемки с земли не отняла много времени, а вот на вечерние кадры с воздуха пришлось потратить по несколько часов».
Преимущество Рустама — большой опыт, который помогает делать уникальные кадры даже в непредвиденных условиях. А еще Шагиморданов уверен, что архитектурная фотография — это уже «устаканенный жанр», который не требует вмешательств и трендов: все зависит от фотографа и его взгляда — как он показывает здание и как снимает.
«Когда я фотографировал здание “Новатэка”, приходилось снимать через зеленый забор, потому что на территорию попасть не удалось. Пришлось ухитряться, чтобы здание было полностью и хорошо отснято.
В первую очередь при съемке архитектуры я хочу подчеркнуть монументальность зданий и показать динамику. Я часто фотографирую на широкоугольные объективы, чтобы подчеркнуть грациозность и востребованность здания. Для меня важно показать динамику, передать, что здание, так сказать, живет».
«Мне безумно понравилось снимать жилой комплекс «ЗилАрт», потому что для меня это новое место. Было интересно искать новые ракурсы. Там много необычных архитектурных решений, на которые мне было интересно посмотреть и как фотографу, и как обычному человеку».
Основные тренды современной архитектурной фотографии, считает Илья Иванов, — максимально показать объект через связь и взаимодействие с человеком. Важно свести к минимуму сложную обработку.
«Больше всего из моих работ мне понравился павильон метро “Солнцево”. Это очень классный объект моих друзей из Nefa Architects. Я начал его снимать еще не стадии котлована. Было очень круто наблюдать за тем, как объект растет и взрослеет. Ну и в итоге это самая позитивная и жизнерадостная станция метро в городе».
Организаторы — Москомархитектура и Правительство Москвы. Куратор — директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева. Идея проекта — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Автор Ксения Маренникова