Россияне стали жить лучше французов
Если послушать чиновников, у нас в стране не так уж все и плохо, даже по сравнению с «европами и америками». Подумаешь, что бакс стоит 75 “деревянных”, а евро - почти сотню, но живем-то мы очень даже сносно. И вот у россиян появился очередной повод для национальной гордости, причем аккурат перед выборами в Госдуму.
В интервью РИА «Новости» аудитор Счетной палаты Наталья Трунова сообщила, что средний россиянин платит за услуги ЖКХ в процентной доле от опять-таки средней российской зарплаты намного меньше, чем европейцы.
По ее словам, «средняя стоимость ЖКХ-услуг в России за квартиру находится в пределах пяти тысяч рублей… При этом тарифы на те или иные услуги могут различаться в зависимости от региона, квадратуры и прочих факторов. На ЖКХ-услуги с учетом средней зарплаты россияне тратят около 11,5%. Если сравнивать, например, с Францией и Великобританией, то эта доля там составляет около 14% , в США — около 9%”.
Ничего не имея против подобных сравнений, отмечу, тем не менее, неоднозначность подобного рода информационных вбросов. Такое впечатление, что время для интервью выбрано преднамеренно: авось, кое-кто из избирателей, ознакомившись с ответами госаудитора, подумает: нет, хорошая все-таки у нас партия власти, коли платим за коммуналку меньше.
Во всяком случае, было бы этично рассказать об этом, скажем, после 20 сентября. Впрочем, не будем привередничать, а попытаемся разобраться в вопросе.
Начнем с того, что некорректно в качестве сравнительной базы опираться на среднюю зарплату без учета коэффициента неравенства доходов Джини (G), который еще называют “индексом справедливости”. Он в разбивке по странам принимает значение от 0 (или 0%) (абсолютное равенство) до 1 (или 100%) (полное неравенство). Если бы все жители государства имели одинаковый доход, то G был бы равен нулю. И, напротив, если бы один гражданин получал весь доход, а остальные - фигушки, то G был бы равен 1(100%).
Экономисты утверждают, что коэффициент Джини является важным инструментом не только для анализа распределения богатства или дохода в стране, хотя и не указывает на общее богатство. Индекс справедливости помогает видеть картину более отчетливо, тогда как манипулирование отдельными показателями зачастую вводит в заблуждение.
Итак, в США - “иконе” экономического либерализма, согласно докладу Всемирного банка о бедности и совместном процветании за 2020 год, коэффициент Джини оценивается в 41%. Это означает, что 1% населения имеет в среднем в 40 раз больший доход, чем 90% самых бедных.
Кстати, у нас, в России, если взять отчет Росстата о социально-экономическом положении страны, G равен 40,6%. Значит, ситуация с неравенством аналогична американской, хотя даже по признанию госаудитора, янки платят за коммуналку меньше.
Что касается Франции, то в Пятой республике индекс несправедливости составляет 29%, что означает, что самые богатые граждане имеют доходы где-то в 7 раз больше, чем самые бедные (G не является линейным коэффициентом и математически определяется на основе кривой Лоренца - авт.).
Добавим также, что в этой стране за последние три года G подскочил сразу на 3%, главным образом, из-за антиковидной блокировки экономики. Сейчас вторая экономика ЕС восстанавливается, и, как результат, наблюдается выравнивание доходов.
Другими словами, чисто технически средняя зарплата в Пятой республике очень близка к медианной (показатель заработка, который получает одинаковое количество людей - 50% работников выше и 50% ниже этого уровня).
То есть, если уж и сопоставлять в долях расходы на ЖКХ в РФ и во Франции, то в качестве базы следует брать российские медианные зарплаты - 27 тысяч рублей, а не средние - 43 тысячи, на которые опирается Трунова (по ее выкладкам 5 тысяч соответствуют 11,5%). Это очень важный момент, который позволяет иначе взглянуть на сравнительный анализ.
Дело в том, что картина с коммуналкой выглядит совсем уж неприлично для власти, поскольку россияне тратят не 11,5%, а 18,5%, тогда как французы 14%. Но здесь напрашивается еще один любопытный вопрос: откуда взята оценка “в пределах пяти тысяч рублей”? Если разобраться, люди давно не видят от властей такого “аттракциона щедрости”. На вопрос, сколько отдаешь за ЖКХ, никто из знакомых и близко не назвал озвученную госаудитором цифру.
«У меня выходит сейчас от 15 до 19 тысяч рублей, или в пересчете на европейские деньги 180-200 евро, но это с интернетом, сигнализацией, межгородом. У брата, который живёт в Раменском, это Подмосковье, выходит примерно столько же, только там квартира в два раза меньше», - делится информацией коллега из Москвы.
«За двушку 50 квадратов капремонт тянет под 500 рэ, а содержание жилья с тарифом 20 рэ с квадрата обходится в тысячу. Считай, даже если квартира пустует, все равно отдай 1,5 тысячи рублей. Воды в среднем “набегает” 15 кубов в месяц, или на 1 тысячу рэ. Прибавим свет и нормальный интернет еще на пару тысяч. Даже газ, вроде бы “национальное достояние”, обходится 400 рэ, не считая поборов за техобслуживание. Сюда следует приплюсовать дико дорогое отопление в размере 4 тысяч рэ в холода. Короче, зимой за услуги ЖКХ тратится почти 20% от семейного бюджета”, - жалуется Александр С. из Ростовской области.
«Суды от мировых и далее завалены исками по долгам ЖКХ. Уже без телескопа видно, что большинство не в состоянии оплачивать. Но власти упорно повышают и без того нереальные и ничем не обоснованные тарифы. Такое ощущение, что людей искусственно загоняют в долги», - комментирует проблему юзер с ником chesanizm.
Теперь следует сказать пару слов о тратах французов, причем не только за услуги ЖКХ, но и на все остальное. Иначе цифры будут вырваны из контекста и не отразят истинного положения дел.
Согласно данным парижского Института государственной статистики INSEE, статья “отопление и освещение” составляет 3,2% доходов среднестатического домохозяйства, или почти в два раза меньше, чем граждане Пятой республики оставляют в кафе и ресторанах.
В целом траты на жилье, включая ипотечные платежи или аренду, не превышают 20% семейного бюджета. Еще 10% граждане Пятой республики расходуют на транспорт, в том числе на покупку автомобиля. Это больше, чем уходит на еду, чья доля оценивается в 9,1%.
В этой связи вспоминается ставшая мемом фраза президента Путина: «Вы что? Хотите, как в Париже?».
Думается, ответ очевиден, и никакие подтасовки с цифрами не сделают жизнь в России лучше.