Кто и как принял Шараминский мост и почему подрядчик подал на заказчика в суд
В затянувшейся истории ремонта Шараминского моста с его запуском в эксплуатацию точка не поставлена. Теперь в Свердловском арбитражном суде стороны разбираются, кто кому и сколько должен. Подрядчик (истец), пермское ООО «Стройпроект», считает, что заказчик (Управление гражданской защиты как правопреемник реорганизованного Управления городским хозяйством) должен ему 22,3 млн рублей за выполненные еще в «первом сезоне» работы.
По мнению заказчика, их стоимость меньше. Так как речь идет о бюджетных деньгах, нам показалось интересным повспоминать, как ремонтировали мост и что нам по этому поводу говорили «ответственные лица».
Первый сезон. Продолжение следует
Первоначально за «ремонт автомобильного моста через реку Ревда» предлагали почти 59 миллионов рублей. На электронный аукцион поступило две заявки. Победил «Стройпроект», снизив цену до 53,4 миллиона рублей (предложение второго претендента равнялось начальной цене).
В мае 2023 года был подписан контракт, со следующими сроками исполнения: первый этап — с момента заключения контракта по 30 ноября 2023 года на сумму 34,3 млн рублей, второй этап — по 29 февраля 2024 года на сумму 19 млн рублей. Причем мост, закрытый в июле, обещали запустить уже в ноябре. Но вместо этого с началом холодов стройка вдруг встала, а в феврале вместо разрезания красной ленточки стороны расторгли контракт по взаимному соглашению с уплатой подрядчику 23,1 миллиона рублей.
УГХ объяснило, что первый этап работ завершен не в полном объеме, подрядчику оплачена фактически выполненная работа, теперь нужно «проработать» документацию «в связи с изменениями и дополнениями, возникшими в ходе строительства, которые необходимо внести в контракт» (цитата: «Ревдинский рабочий»), «пересчитать остаток средств на окончание проекта» и, соответственно, заключить этот новый контракт. Что это за «изменения и дополнения», не сообщалось.
Следует отметить, что проектно-сметная документация ремонта была подготовлена в 2022 году ООО «Маскот» за 3,6 млн рублей из горбюджета.
Пауза
В апреле был объявлен конкурс на завершение ремонта Шараминского моста, с начальной ценой 32,4 миллиона рублей. Он не состоялся из-за отсутствия заявок. Тем временем «Стройпроект» обратился в арбитраж с исковым заявлением к УГХ о взыскании 22,3 млн рублей. В марте аукцион объявили снова, но подведение итогов приостановили по жалобе одного из участников — опять же «Стройпроекта».
Мало того, «Стройпроект» З0 мая (как раз на этот день были назначены торги) просил суд наложить на ответчика обеспечительные меры: обязать госзаказчика (его правопреемника) приостановить электронный аукцион до решения суда, а также запретить ответчику «проводить дальнейшее размещение заказа и заключать контракт по результатам проведенной конкурсной процедуры». Правда, 31 мая в удовлетворении ходатайства отказано (так как это «существенно ограничит свободу хозяйственной деятельности ответчика»).
А «важнейшая транспортная артерия» Ревды в это время была перекрыта.
Еще пауза
В мае теперь уже УГЗ делает новую попытку найти подрядчика для достройки моста. Но почему-то предлагается за завершение ремонта 14,4 млн рублей, то есть в два с лишним раза меньше. Объяснение заказчика (в изложении «Ревдинского рабочего»): в первый контракт включили ранее выполненные подрядчиком работы на сумму 17,6 млн рублей, но «Стройпроект» («компания, которая выполняла первый этап ремонта и затянувшая сроки»-цитата РР) не согласился с этой суммой и пошел в суд требовать 23,1 млн.
Поэтому ФАС остановила конкурс и рекомендовала исключить выполненные работы для решения спора по их стоимости в суде. Что, мол, и было сделано. В техзадании, опять же цитируя РР, остались «только те объемы, которые недоделаны — это финишное покрытие, завершение установки опор освещения и ограждений».
Если обратиться к документам, в карточке первого контракта со «Стройпроектом» на сайте госзакупок размещены документы о приемке работ (от 27.11.2023) на сумму 23 млн 166 тыс. руб. и об отказе в приемке работ на сумму 11 млн 63 тыс. руб. (от 23.01.2024) за подписью и.о. директора УГХ Филиппова С.И. Судя по смете, приложенной подрядчикам, все эти работы были выполнены в январе 2024 года.
Второй сезон. Финал
В итоге контракт за отсутствием иных претендентов достался «Стройпроекту» (подписали его в начале июня). Впрочем, создается ощущение, что конкурсные процедуры для размещения муниципального заказа были чистой формальностью. Иначе зачем включать в цену контракта «вопрос разногласий между подрядчиком и заказчиком, но не по составу работу, а по их стоимости»? А если аукцион выиграет кто-то другой?
Ну а остальное еще свежо в памяти народной: как обещали открыть Шараминский в июле (в контракте назывался срок в 45 дней с момента заключения); как ремонтировали разбитые потоком транспорта улицы на пути объезда: Ревдинского рабочего (с закрытием и переводом движения на Красных Разведчиков; теперь и этот участок требует ремонта), Почтовую, Ленина; как подрядчик угрожал забастовкой, из-за отсутствия финансирования; и наконец, как в последний день лета проезд по мосту вдруг оказался открыт, причем об этом нигде официально не сообщили, при всей любви наших первых лиц к парадным церемониям… Но ведь самое главное — открыли!
Акта о приемке работ по завершению ремонта моста на сайте госзакупок нет. Зато есть соглашение о… расторжении мунконтракта, подписанное 2 сентября 2024 года: «в связи с фактическим исполнением обязательств по контракту». В документе говорится, что выполненные работы на сумму 13 млн 908 тыс.руб. приняты по актам, «обязательства в оставшейся части на сумму 435,8 тыс. стороны прекращают», «претензий друг к другу не имеют», «факты неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, отсутствуют», «подрядчик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств на сумму фактически выполненных работ сроком на 5 лет».
В суде сторонам предстоит встретиться 18 сентября.
Нам с этим жить?
В соцсетях «пользователи высказывают свои впечатления от обновленного моста. Например, довольно крутой поворот при въезде на мост со стороны города: грузовики, которые едут со стороны Кирзавода, вписываются в радиус с трудом, заезжая за сплошную и создавая угрозу встречным машинам — по мнению некоторых водителей, дорогу сузили (возможно, это визуальный обман, просто раньше слева было свободное пространство, куда можно было, если что уйти, а теперь отбойник). «Куда смотрела ГИБДД при приемке моста?» — интересуются пользователи.
Второе, со стороны Кирзавода к мосту не обустроили подходы. Особенно справа: там присыпано (точнее, накидано) отсевом и щебнем, а дальше спуск к реке: «Это ужас, коляска может съехать в речку!», — негодуют мамы, рискнувшие зайти на мост с коляской. Зимой тут будет еще опаснее. На другой стороне чуть получше, но пешеходного перехода нет.
Конечно, подходы явно не входили в смету ремонта, и поэтому подрядчик не при чем. Но комиссия, принимавшая объект, должна была обратить на это внимание? Мост запущен месяц назад. Ничего не изменилось.