Имам, хафиз, выдающийся учёный Джалалуддин ас-Суюти
Имам, хафиз, мухаддис, факих и выдающийся учёный Джалалуддин Абу аль-Фазль ʻАбдуррахман ибн Камалуддин ибн Абу Бакр ибн Мухаммад аль-Хузайри ас-Суюти аль-Мисри аш-Шафи‘и (да помилует его Аллах) родился в ночь на понедельник месяца Раджаб в 849 году хиджры в Каире.
Его отец Абу Бакр был благочестивым богословом, который до переезда в Каир работал судьёй в городе Асьюте (Египет). На седьмой день после рождения отец назвал сына Абдуррахманом, а в дальнейшем звал его Джалалуддином. Имя Абдуррахман совпадает с именем сына Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен ими обоими Аллах).
Имам ас-Суюти говорил: «Я думаю, что мой отец имел такую цель, ведь его самого звали Абу Бакром, поэтому он назвал меня в честь Абдуррахмана ибн Абу Бакра ас-Сиддика». Рассказывают, что во время беременности отец велел матери Джалалуддина принести ему книгу из библиотеки, и там у неё начались родовые схватки, в результате она родила ребёнка прямо в библиотеке. Поэтому его прозвали Ибн аль-кутуб («Сын книг»).
Отец имама ас-Суюти очень строго соблюдал нормы шариата и был крайне осторожен при вынесении правовых решений. Он избегал частых собраний, постоянно читал Коран и каждую пятницу полностью завершал его чтение.
Когда отец покинул этот мир, Джалалуддину ас-Суюти было пять лет и семь месяцев от роду. К тому времени он уже дошёл до суры Ат-Тахрим в заучивании Корана. Опекунство над ним было поручено группе достойных людей, среди которых был и Камал ибн аль-Хумам (ум. в 861 г. х.), который уделял ему особое внимание. Джалалуддин ас-Суюти завершил заучивание всего Священного Корана, не достигнув и возраста восьми лет.
Отец ещё в детстве успел привить ас-Суюти любовь к знаниям. Когда Абдуррахману было три года, отец взял его на собрание хафиза Ибн Хаджара аль-ʻАскаляни (ум. в 852 г. х.), а также возил на собрания известных учёных – специалистов по разным наукам, среди которых был шейх, мухаддис Зайнуддин Ризван аль-‘Акаби (ум. в 852 г. х).
Имам ас-Суюти в 869 году совершил хадж, во время которого выпил воды Зам-зам, загадав желание достичь в фикхе уровня Сираджуддина аль-Булькини (ум. в 868 г. х.), а в хадисоведении — уровня хафиза Ибн Хаджара аль-ʻАскаляни (да помилует их Аллах).
Сам автор в книге «Хусн аль-Мухазара» пишет, что в детстве он посещал очень многих благочестивых людей, от которых получил благодать. Многие учёные, у которых он учился, тоже принадлежали к числу богобоязненных суфиев. Несомненно, вместе с религиозными знаниями он получил от них и любовь к суфизму, который заслуженно называют душой Ислама.
Что касается отношения имама ас-Суюти к суфизму, то об этом говорят его следующие слова в книге «Ар-Радд ‘аля ман ахлада ила аль-арз»: «Нет на всей земле, от востока и до запада, лучшего знатока хадисов и арабского языка, чем я, если, конечно, он не Хизр, кутб или один из авлия, которого я не знаю».
Кроме того, он пишет, что до восьми лет выучил наизусть Священный Коран, затем выучил наизусть некоторые книги по фикху («Минхадж ат-талибин»), по основам исламского права («Минхадж аль-усуль») и грамматике («Альфия Ибн Малик») и др. Затем он начал усердно обучаться у разных выдающихся учёных того времени. Ад-Давуди, ученик имама ас-Суюти, в биографии своего учителя упоминает всех учёных, у которых учился имам ас-Суюти — их количество достигает пятидесяти одного человека.
В семнадцать лет имам ас-Суюти получил разрешение (иджазу) на преподавание арабского языка, и в том же году он написал своё первое сочинение «Шарх аль-исти‘аза ва аль-басмаля», к которому шейх аль-ислам ‘Алямуддин аль-Булькини (ум. в 868 г. х.) написал рецензию. В двадцать семь лет имам ас-Суюти получил иджазу на преподавание и вынесение фетв.
Имам ас-Суюти (да помилует его Аллах) обладал проницательным умом и непревзойдённой памятью. Он был одарён глубокими знаниями во многих областях, которые редко сочетаются в одном человеке. Поистине, Аллах одаривает Своей милостью того, кого пожелает.
Имам ас-Суюти говорил: «Аллах даровал мне глубокие знания в семи науках: толковании Корана (тафсир), хадисах, фикхе (исламском праве), арабской грамматике (нахв), семантике (ма‘ани), риторике (баян) и стилистике (бади’), причём в манере, свойственной арабам и красноречивым ораторам, а не в манере иноземцев и философов. И я убеждён, что того уровня владения этими семью науками (кроме фикха), которого я достиг, и того объёма сведений, которые я в них освоил, не достиг ни один из моих шейхов, не говоря уже о тех, кто ниже их. Что же касается фикха, то о нём я этого не скажу: мой шейх в нём был гораздо проницательнее и сильнее меня».
Учёный Ибн аль-‘Имад (да помилует его Аллах) в книге «Шазарат аз-захаб» писал об имаме ас-Суюти: «Он был самым знающим учёным своего времени в области хадисоведения: в том, что касалось рассказчиков, редких хадисов, текстов и цепочек рассказчиков, а также в умении извлекать правовые решения из них. Он сам сообщил, что знает наизусть двести тысяч хадисов, и говорил: "Если бы я нашёл больше [хадисов], я бы выучил бы и их"».
Ан-Наджм аль-Гази (да помилует его Аллах) в книге «Аль-Кавакиб ас-Саира» упоминает, что некто увидел во сне Пророка ﷺ и шейха ас-Суюти, который спрашивал его о некоторых хадисах, и Пророк ﷺ отвечал: «Давай, о шейх хадиса».
Имам ас-Суюти написал более пятисот трудов по различным исламским наукам, и это является явственным свидетельством его научных достижений. Некоторые учёные пишут, что количество написанных им книг достигло шестисот и его сочинения ещё при жизни автора распространились по всему миру.
В книге «Хусн аль-мухазара» имам ас-Суюти пишет: «Теперь же у меня полностью сформировались средства для иджтихада, хвала Всевышнему Аллаху. Я говорю об этом как о милости Аллаха ко мне, а не из гордости. Что есть в этом мире такого, чтобы стремиться к нему ради тщеславия? Ведь отбытие уже близко, седина стала зримой, и лучшая часть жизни прошла».
Его крупные труды по наукам Корана, хадиса, фикха, грамматики, риторики и биографий относятся к числу фундаментальных источников в своих областях, и именно на них опираются исследователи в соответствующих дисциплинах.
Многие из источников, на которые он ссылается в своих книгах, сегодня невозможно найти даже в виде рукописи — и это сделало его сочинения первоисточниками; благодаря этому он сохранил для нас множество сведений, преданий и цитат. Когда ему требовались средства к существованию, он продавал часть своих книг и жил на вырученные деньги.
Имам ас-Суюти также удивительно быстро составлял свои труды. Его ученик ад-Давуди сказал: «Я собственными глазами видел, как шейх за один день исписал три тетради — вместе с составлением содержания и окончательной редактурой. При этом он ещё и диктовал хадисы и отвечал на возникающие между ними противоречия, приводя прекрасные разъяснения».
Исследователь Ийяд ат-Табба‘, тщательно подсчитав все труды имама ас-Суюти — большие и малые, объёмные и краткие, включая книги, трактаты и фетвы — установил, что их число достигает 1194.
Наиболее известными трудами ас-Суюти являются: «Аль-Иткан фи ‘улум аль-Кур’ан», (корановедение); «Ад-Дурр аль-мансур фи ат-тафсир аль-ма’сур» и «Тафсир аль-Джалялайн» (толкование Корана; имам ас-Суюти продолжил и завершил написание этой книги, начатой его учителем Джаляль-ад-дином Махалли после его смерти); «Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави» и «Шарх Альфия аль-‘Ираки» (терминология хадиса); «Джам‘ аль-Джавами‘» и «Аль-Джами‘ ас-сагир» (сборники хадисов); «Аль-Ашбах ва ан-назаир» (правила исламской юриспруденции); «Шарх Альфия ибн Малик» и «Джам‘ аль-Джавами‘» (грамматика арабского языка)»; «Тарих аль-хулафа’» и «Такабат аль-хуффаз» (история). Не считая огромного количества других книг по разным отраслям — тасаввуфу, основам веры, литературе и т. д. Большое количество его трактатов сведены в один большой сборник — «Аль-Хави ли аль-фатава».
Учёный Ибн аль-‘Имад сказал: «Его благодетелей так много, что исчислить их невозможно. И если бы из всех его караматов было лишь одно — огромное количество сочинений при их высокой точности, тщательности и проработанности, то для того, кто верит во всемогущество Всевышнего, и этого было бы достаточно в качестве свидетельства».
В возрасте сорока лет ас-Суюти полностью посвятил себя поклонению Всевышнему, отрешился от мирской жизни и её обитателей, как будто никого из них не знал. Он сосредоточился исключительно на служении Аллаху и начал работать над своими трудами, отказавшись от вынесения фетв и преподавания. Причину он объяснил в отдельном труде под названием «Ат-Танфис».
Джалалуддин ас-Суюти поселился в местности Равдат аль-Микйяс к югу от Каира и отстранился от людей, уединившись в своём доме — за всё время проживания он не открывал даже тех окон, что выходили на Нил.
Имам ас-Суюти (да помилует его Аллах) покинул этот мир на рассвете в ночь пятницы, 19-го Джумад аль-Ула 911 года по хиджре в своём доме, после того как семь дней страдал от сильного воспаления левой руки. Ему был 61 год, 10 месяцев и 18 дней. Передаётся, что в предсмертный миг он прочитал суру Ясин.
Он был похоронен на кладбище Кусун, за воротами исторического кладбища Аль-Карафа. Заупокойную молитву (джаназа-намаз) над ним совершили в мечети имени шейха Ахмада аль-Абарики. Кроме этого, во всех мечетях Египта и большой Омейядской мечети Дамаска совершили джаназа-намаз по нему.
С кончиной имама ас-Суюти исламская умма потеряла одного из своих выдающихся учёных, равных которому история рождает редко; целые эпохи не смогли подарить миру кого-либо другого, подобного ему.
Да дарует Аллах имаму ас-Суюти обширную милость и поселит его в Садах блаженства. Да соберёт Аллах нас с ним под знаменем Господина всех посланников Аллаха, да дарует нам благой конец и упокоит нас в числе мусульман. Хвала Аллаху, Господу миров!
Мухаммад Шираздинов
Отдел науки Муфтията РД
Фото:freepik.com