По странному стечению обстоятельств первым и последним правителем России из династии Романовых были люди с одинаковыми именами. В 1613 году на трон взошёл Михаил Фёдорович Романов, а 1917 году был свергнут Михаил Александрович Романов – родной брат Николая II, де-факто, ставший императором после отречения от престола малолетнего Алексея Николаевича.
Михаил был младшим сыном Александра III, и поскольку в очереди на престол он был последним, ему позволялось расти в относительно раскованной обстановке. Пока брат Николай «купался» в материнской любви и готовился стать следующим государем страны, Михаил, не обременённый подобным грузом, проводил время в компании папеньки, которого боготворил. Отец позволял сыну веселиться и наслаждаться жизнью, при этом развивал в нём силу, храбрость и добросердечность. Именно поэтому смерть Александра III нанесла Михаилу глубокую душевную рану, а мать так и не сумела понять его и стать для него близким человеком.
Всю свою жизнь он разочаровывал её своими решениями, поступками и привычками, а она не могла примириться с его свободолюбивым нравом, правдивостью и пренебрежением условностями придворной жизни. Пытаясь сбежать от светского общества, он большую часть времени проводил в войсках, где заслужил славу общительного и доброжелательного человека без социальных предрассудков.
Коррективы в жизненные планы Михаила Александровича внесла внезапная смерть старшего брата Георгия, который из-за отсутствия у императора Николая II сына, официально носил титул цесаревича, то есть наследника престола.
В результате 7 июля 1899 года этот титул вместе с новыми обязанностями перешёл к 21-летнему Великому князю Михаилу, который должен был именоваться подобным образом до момента рождения у правившего императора дитя мужского пола.
Пять лет до появления на свет цесаревича Алексея, Михаилу приходилось заниматься ненавистной политикой, и брат, зная о его отношении к делу, доверял ему лишь представительские функции.
Даже в периоды обострения каких-либо заболеваний Николай II не вверял управление страной родственнику, считая его человеком, ничего не смыслящим в государственных делах. Аналогичного мнения о нём была и мать, хотя справедливости ради следует заметить, что министр финансов Сергей Витте высоко оценивал потенциал Михаила в экономической сфере.
Когда 1 августа 1904 года императрица Мария Фёдоровна родила сына, радости Михаила не было предела, отныне он становился всего лишь условным регентом наследника, и, освободившись от довлевших над ним обязательств, вновь превратился в великосветского ловеласа.
Вернувшись к привычному образу жизни, Михаил выразил желание жениться. Эта идея пришлась по душе его матушке, начавшей подыскивать выгодную партию для сына на европейском «рынке» невест. Однако Великий князь не собирался идти под венец ради укрепления династических связей, он хотел скрепить себя узами брака только по любви. А потому, пока императрица отсеивала претенденток, он неожиданно объявил ей о намерении обвенчаться с фрейлиной Александрой Коссиковской.
Это известие повергло в ужас всех его родных. В дело пришлось вмешаться Николаю II, который после длительной беседы с братом, взял с него слово не совершать глупостей. Но спустя пару дней императору доставили письмо, в котором младший Романов вновь просил позволения жениться на своей пассии.
Целый год члены императорской семьи уговаривали Михаила не отходить от правил приличия и не позорить их фамилию неравным браком, и, в конце концов, им удалось разлучить возлюбленных.
Но спокойствие длилось недолго: вскоре Великий князь подпал под обаяние жены поручика Владимира Вульферта, мадам Натальи, в девичестве носившей фамилию Шереметьевская.
Имевшая дочь от первого брака, прошедшая через развод, не отличавшаяся ни благородным происхождением, ни высокими нравственными устоями женщина никак не могла очаровать собой царскую семью.
Мать-императрица и Николай II стали отговаривать Михаила и от этой связи, но в 1910 году они узнали, что их непризнанная невестка ожидает ребёнка. Сколь бурным было негодование брата и матери, столь же объёмным было счастье Великого князя, мечтавшего лишь об одном, чтобы его Наталья успела развестись с мужем до того как появится на свет его дитя, чтобы законный супруг не имел на малыша никаких прав. Об этой услуге он попросил императора, тот согласился помочь, при условии, что Михаил не женится на ней, последний дал слово, но всё же нарушил уговор и 17 октября 1912 года тайно обвенчался в Вене с дважды разведенной женщиной.
Взбешённый этим событием Николай II лишил Михаила династических прав, титулов, воинского звания, а также, уволив со службы в армии, запретил ему въезд в Россию. Обрадованный этим обстоятельством младший Романов отправился с семьёй в Европу и стал наслаждаться вольной жизнью.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая Мировая война, заставила сплотиться всех представителей императорской семьи, и Михаил, получив прощение брата, вернулся на родину. Восстановившись в чине генерал-лейтенанта, он встал во главе Кавказской туземной конной дивизии, состоявшей исключительно из горцев-разбойников, которые отличались в бою не только особой храбростью, но и жестокостью. С блеском справившись с командованием самым опасным подразделением, Михаил Александрович к январю 1917 года «дослужился» до поста генерал-инспектора кавалерии, а потому Февральскую революцию он встретил не на фронте, а находясь в Гатчине.
В это смутное время Михаил Александрович, пытался спасти монархию, подписав 1 марта 1917 года вместе с другими великими князьями, проект манифеста «О полной конституции русскому народу». Он не желал принимать участия в происках против родного брата, просто искал компромисс между противоборствующими силами.
2 марта ему стало известно, что Николай II отрёкся от престола сначала за себя, а затем и за малолетнего Алексея, в его пользу. Всю жизнь убегавший от политических дел Михаил вдруг оказался у руля огромной империи, и должен был принимать судьбоносные для неё решения. Возможно, именно поэтому он легко поддался уговорам депутатов, пришедшим утром к нему с настойчивым предложением отказаться от трона. В результате Михаил II составил обращение к народу, в котором сообщал, что всю полноту власти до созыва Учредительного собрания он вверял Временному правительству. Михаил Романов правил Российской империей всего несколько часов — с 23:40 часов 2 марта до 18:00 часов 3 марта 1917 года.
После отречения Михаил Александрович поселился в Гатчине, где жил под присмотром революционеров. В августе 1917 года его посадили под домашний арест, а 7 марта 1918 года его вместе с женой выслали в Пермь, где они поселились в гостинице «Королевские номера» и не были ограничены в свободе.
В ночь с 12 на 13 июля, когда его супруга была в Москве, пермские большевики, инсценировав похищение, вывезли Михаила Романова за город и расстреляли. Так окончилась жизнь последнего императора Российской империи.