Начало русской истории теряется в глубине веков. Единственное, что может пролить свет на загадки происхождения славянских племен — данные археологических исследований. Но несмотря на неустанный труд ученых, прошлое нашего народа все еще туманно.
Действительно, славяне внезапно появляются на страницах исторических хроник (сначала византийских, потом западноевропейских и арабских) под своим именем в 6 веке. Причём сразу – как многочисленный народ, расселённый на огромной территории. Естественно, они не могли в одночасье возникнуть из ниоткуда. Под какими названиями они прятались раньше?
Те же византийские историки дают указания, что прежде славян называли венедами и антами. В трудах более ранних римских историков такие народы упоминаются. Но есть трудности с их локализацией, а главное – непонятно, все ли славяне были известны под этими именами.
Для решения вопроса о прародине славян и времени их выделения из праиндоевропейской общности задействованы данные письменных источников, археологии, лингвистики, палеогенетики и других наук. И они дают основания для трёх взаимоисключающих гипотез. Согласно одной, прародина славян располагалась на Среднем Днепре, по другой – к северу от Карпат, по третьей – на Дунае. Есть и масса промежуточных вариантов. И за полтора столетия наука заметно не приблизилась к окончательному решению этой проблемы.
Согласно господствующей, особенно за Западе, трактовке, русами звали скандинавов, призванных восточными славянами на княжение (по летописи) или попросту завоевавших их (по мнению историков-норманистов). При этом русы были тем же самым народом, что и варяги.
Эта гипотеза наталкивается на массу нестыковок. Древнерусские источники, за исключением одного сомнительного места в «Повести временных лет», не отождествляют варягов с русами. «Русская правда» знает варягов, отделяет их от словен, но нигде не называет их русами. Скандинавские саги не знают Рюрика с братьями, хотя подробно рассказывают о многих других событиях, случившихся позже на Руси при участии викингов. Нет ни одного свидетельства о пребывании когда-либо в Скандинавии племени рус или рос.
Всё это издавна порождало массу альтернативных отождествлений русов – с хазарами, с финскими племенами, с ираноязычными народами. Среди последних особенно часто «находят» древних русов под именами роксолан и аорсов. Эти гипотезы тоже сталкиваются с серьёзными возражениями. Таким образом, происхождение и первоначальное размещение Руси, давшей имя большой стране и целому народу, остаётся неизвестным.
Русское государство впервые выступает на историческую сцену в 838 году. Послы от кагана русов, как сообщают «Бертинские анналы», присланные в Константинополь, просили у франкского императора Людовика I позволения вернуться на родину через его владения, так как прямой путь домой, по их словам, был перекрыт варварами. Император приказал допросить этих людей, показавшихся ему подозрительными, и те признались, что были шведами.
Это известие породило обширную дискуссию о локализации Русского каганата. Хотя из показаний послов ясна их национальность, Русский каганат в Скандинавии неизвестен. То есть они могли быть на службе у кагана русов. Известно, что ещё Ярослав Мудрый и его преемники в 11 веке назывались в торжественных случаях каганами. Так что расположение Русского каганата неизвестно, есть только несколько недоказуемых версий на этот счёт.
Арабские географы 9-11 вв. регулярно пишут о том, что русы жили на каком-то острове. Выдвинуто много гипотез о том, где он находился: низовья Дуная (академик Борис Рыбаков), остров Рюген (Руяна) в Балтийском море, низовья Волги (Олег Рапов) и др. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и нет ни одного решающего критерия для их проверки.
В связи с положением острова русов интересно сообщение персидского историка 11 века ал-Марвази о том, что русы, живущие в некоем «междуречье» (то есть, по всей видимости, на том же остове), приняли ислам после того, как сначала обратились в христианство.
Личности и годы правления первых русских князей совершенно легендарны. Если следовать летописной традиции, то они жили и сохраняли детородную силу неимоверно долго, а вступали во взрослую жизнь поразительно поздно.
Так, единственный сын Рюрика Игорь родился только за год до его смерти, когда Рюрик был уже в весьма преклонных годах. Сам Игорь вступил в права наследования только в 34 года (по некоторым сведениям – в 44, в 922 году), а до этого непонятно почему правил Олег. Игорь женился в 25 лет на Ольге, которой тогда было 13 лет. Но при этом наследника престола Святослава Ольга родила, когда ей было уже 52 года. А в 955 году к 65-летней Ольге сватался византийский император Константин Багрянородный, которому тогда было 50 лет! Наконец, по какой-то причине Святослав стал полноправно княжить лишь по смерти Ольги, когда ему было уже 26 лет (по другим же данным источников – 48!).
Вся хронология первых русских правителей противоречива и мало правдоподобна. Но распутать её историки не в состоянии. Весьма вероятно, что имён многих правителей мы просто не знаем и не узнаем уже никогда.
Наряду с официальной версией о принятии Русью христианства при князе Владимире есть сведения современных немецких источников и Новгородских летописей 16-17 веков о том, что христианином был его старший брат Ярополк, княживший в Киеве в 972-980 гг. Отдельные русские церковные термины имеют явное западное происхождение (сама «церковь», «поп»). Первая церковь в Киеве получала десятину от государственных доходов – это тоже западный обычай. Русские не знали греческого обычая отделять в храме женскую половину.
При этом совершенно не выяснено содержание русского язычества до принятия христианства. При отдельных упоминаниях в источниках про идолы и капища, нет ни одного достоверного археологического свидетельства развитых языческих культов у восточных славян. Не считать же таковыми поздние орнаменты на наличниках и скатертях! Неясно, верили ли славяне на самом деле в тех языческих богов, про которых упоминают летописи и церковные поучения против идолов. В отношении знаменитого каменного Збручского идола, найденного в середине 19 века, высказываются обоснованные мнения, что он был половецким или вовсе фальсификацией.
Таким образом, буквально все страницы легендированной истории Руси Изначальной вызывают сомнения с позиций их соответствия друг другу и здравому смыслу. А реальные факты, смутно упоминаемые в источниках, оставляют возможности для их широчайшей трактовки, уходящей в область фантазий.