В Москве есть "Кащенко", а под Тверью есть "Бурашево". Это психиатрические лечебницы, чьи имена приобретают в народе нарицательное значение. Там Шурик из "Кавказской пленницы" требует прокурора, а прокурор там в одной палате с Наполеоном. Только это совсем не смешно.
*
В 1956 году в Бурашево скончался человек по имени Константин Яковлевич Пятс. В дурке он провел около трех лет, больным не будучи. На вопрос "кто он?" отвечал - "президент Эстонии". Исходя из контекста с "наполеоном" и "прокурором" звучало смешно. Но он реально был президентом Эстонии.
Отталкиваясь от сегодняшних представителей Эстонии, типа Каи Калас, у нас появляется возможность сравнить, кого временами рождает Эстонская земля.
*
Президентства в Эстонии отродясь не было. Высшая гос-должность называлась Государственный старейшина. И эту должность Пятс занимал четыре каденции. Потом был премьер-министром. А в 1938 году стал первым в истории эстонским президентом. Обстоятельства были любопытны.
*
Дело в том, что норманнская теория превосходства и государственные опыты Муссолини в Эстонии многим понравились. Неторопливые дети балтийских рыбаков ощутили себя нордической расой с далеко идущими последствиями. Националистов называли "вапсы". Русских называли "вене тибла", евреев - "юуут коону" сиречь "жидовская морда". Одной из идей вапсов была - взорвать храм Александра Невского в Таллине. Эстония могла стать маленьким нацистским зверьком на сто лет раньше. И наш герой, проводит переворот, узурпирует власть и отстраняет от борьбы за власть националистов. Вплоть до присоединения Прибалтики к СССР Пятс управляет Эстонией.
Оцените неожиданный изюм - Пятс был православным. И не номинальным, а природным (по рождению и воспитанию) и реальным. Посещал храм, причащался, говел. Его родной брат, Николай Яковлевич, был православным священником, членом Поместного собора 1917-18 годов, и в 1936 году стал настоятелем того самого Александро-Невского собора, который вапсы хотели взорвать (в Варшаве Пилсудскому это удалось).
*
С историей этой я познакомился, читая биографию Святейшего Алексия Второго. Тот ведь родился в Эстонии и вся жизнь его с Эстонией была связана. Ну а Пятсу пришлось в 40-ом году покинуть родину и ехать в Уфу. Потом - в тюремную психбольницу в Казани, а уже потом в то самое Бурашево, где земной путь первого президента Эстонии закончился. "Строители земного рая" не меняли руку, и отплатили спасителю Эстонии от фашизма традиционным способом - смешали с черноземом. В прямом и переносном смысле.
Но "праведных души в руках Божиих", и можно принести Богу молитву о блаженном упокоении Константина Яковлевича, первого президента Эстонской республики.