Аборигенным населением Курильских остров, Сахалина и Японии (островов Хаоккайдо и Рюкю) являются вовсе не японцы, как предполагают незнающие люди, а древний народ айну, который появился на Дальнем Востоке больше 12 000 лет тому назад и создал культуру неолита под названием Дзёмон, – об этом написано в книге «История Японии с древнейших времен до 1868 года» Института востоковедения Российской академии наук.
Даже названия, которые в нашем сознании имеют японское происхождение, связаны с языком айну. Например, Цусима значит «далекий», а Фудзи – «бабушка», Яматай переводится как «здесь море рассекает сушу».
Японцы же пришли на японские острова на десять тысячелетий позже айну с Корейского полуострова.
Айну отличаются от монголоидного населения Дальнего Востока и Азии. Они высокие, рослые, имеют светлую кожу, европеоидные черты лица, у мужчин распространено обильное оволосение головы, лица и тела, а женская одежда напоминает кавказскую.
Есть предположение, что они – выходцы из Полинезии либо Индонезии, а некоторые считают их родственниками народа мяо-яо, живущего в Юго-Восточной Азии.
Язык айну настолько уникальный, что антропологи выделяют айну в отдельную курильскую расу. Уникален у айну даже счет, который они ведут двадцадками, и если айну хочет назвать число 110, то он скажет так: «Шесть двадцаток без десяти».
Айну жили в рубленых избах и были превосходными воинами, они владели искусством боя двумя мечами, носили на бедре по два кинжала. Это от них японцы переняли кодекс чести самураев, «путь котан» и харакири.
Пропитание айну добывали охотой, рыбалкой, били котика и тюленя. На охоте использовали лук, рогатину, ловушки, гарпуны, стрелы, отравленные настоем из корней аконита. Зимой передвигались на собаках, использовали снегоступы. Одежду ткали из крапивы и луба, носили меха, шапки и даже венки из меха.
Айну верили, что вселенная состоит из трех миров. В нижнем жили злые духи ояси, в среднем – люди, в верхнем – главный бог с помощниками. В пантеоне богов важные места отводились богу-касатке – повелителю моря и богу-медведю – повелителю леса.
Особо торжественно айну справляли праздник медведя – ритуальное убийство в берлоге спящей медведицы, после чего айну забирали медвежат, выращивали их и тоже приносили в жертву, считая, что дух убитых зверей возродится в других медведях.
Женщины пользовались у айну большой свободой: они сами выбирали мужа, который после свадьбы поселялся в доме у жены. Выйдя замуж, женщины айну вытатуировывали под носом мужские усы. Детям имена давали не сразу, а через несколько лет, когда у ребенка проявлялись черты характера – Красавица, Неумеха, Терпеливая, Ловкий.
Айну не мог просто так зайти к соседу, он должен был сначала покашлять перед крыльцом, заявляя о своем присутствии. Заглядывать в дом через окно считалось оскорблением. Войдя в дом, гость должен был сесть у очага, долго потирать руки, поглаживать бороду и желать хозяевам благополучия. Если хозяин относился к гостю благосклонно, то начинал поглаживать бороду, а гостю следовало делать то же самое и только потом излагать суть визита.
Приветствие женщины было еще более странным: она сначала заправляла волосы за ухо, потом проводила пальцем под носом и потом гладила себя по другой руке.
Японцы долгое время воевали с айну и теснили их на север, но осилить смогли только в XVIII веке после изобретения артиллерии. Уцелевшие айны бежали в горы, уплывали на острова к соплеменникам.
Казак Иван Козыревский и купец из Иркутска Дмитрий Шебалин, побывавшие на Курилах в начале XVIII века, писали, что людей на островах много, и никому они не подвластны».
В 1777 году российское подданство приняли 1 500 айнов на островах Итуруп, Кунашир и Хоккайдо. Они были освобождены от податей, а от русских получали железо, скот, снасти, переняли православную веру, а главное – получили защиту от японцев. Дружественным отношениям способствовала и схожесть айнов с русскими.
В начале XIX века японцы знали, что на Хоккайдо живут русские подданные – этот факт засвидетельствован в письме Александра I японскому императору.
Однако Москва оказалась слишком далеко от Курил.
Первые претензии японцев к России по поводу Курил и Сахалина датируются 1845 годом. После переговоров 1855 года Сахалин оказался в совместном владении России и Японии, к которой отошли острова Кунашир, Итуруп и Хамобаи.
Японцы сделали все, чтобы уничтожить айну на Сахалине – японские рыбаки перегораживали устья рек сетями, и рыба не заходила в реки. Иметь собственные снасти для морской рыбалки айнам запрещалось, и они голодали.
В 1875 году Сахалин стал российским, а Курильская гряда отошла «Стране восходящего солнца».Но японцы продолжали варварскую добычу рыбы, а айны продолжали голодать. Не улучшило их положение и устройство на острове русской каторги.
Остров Хоккайдо и Курильская гряда стали активно заселяться японцами. Курильские айны, которых японцы ненавидели, оказались на положении рабов. Им запретили торговать с русскими, уничтожили кресты и часовни. Айнов согнали в резервацию, где они не имели возможности вести традиционный образ жизни. Многие умерли в тот же год от голода и болезней. Оставшиеся работали на японцев за горсть риса и рюмку сакэ.
Но вскоре все они были вывезены на бесплодный, каменистый остров Шикотан, где их оставили умирать от голода. К тому моменту, когда в Европе узнали о судьбе народа, их осталось всего 20 человек. Испугавшись огласки, японцы вывезли их на Хоккайдо, по одним данным, последний курильский айну умер в 1941 году, по другим – 17 курильских айну были живы еще в 1970 году.
После русской-японской войны, южная часть Сахалина стала японской. На этот раз Япония решила ассимилировать айнов – им было запрещено разговаривать на родном языке, всем дали японские имена и фамилии. После поражения Японии во II Мировой, айны были выдворены с острова как японцы.
Сейчас в России находится 109 айнов, все они проживают на Камчатке. В Японии осталось 25 000 айну. Они не знают язык и забыли культуру.
Только в 2008 году японский парламент признал существование айнов как отдельного народа, однако это не улучшило их положения.